Водитель: особенности расчета зарплаты и учета рабочего времени
Профессия водителя, имея свои уникальные особенности, на сегодняшний день является самой распространенной. В первую очередь стоит отметить, что труд водителя связан с управлением автомобилем - потенциальным источником повышенной опасности, а потому кандидаты на данную должность должны отвечать определенным критериям, позволяющим осуществлять данную деятельность. Кроме того, специфика работы водителя подразумевает постоянное внимание к дорожной ситуации и повышенную утомляемость.
Все нормативно-правовые обязательства водителей и их работодателей регулируются ТК РФ и утвержденным Минтранспорта РФ Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей от 20.08.2004 года № 115, а так же конкретным трудовым договором. К сожалению, на практике многие правила не соблюдаются ни работодателями, ни самими водителями, что приводит к возникновению многих спорных ситуаций.
Прием водителя на работу
Порядок заключения трудового договора предусматривается главой 6 ТК РФ, однако существует ряд моментов требующих отдельного рассмотрения.
Соискатели рабочего места, помимо основных документов, обязаны иметь при себе водительское удостоверение необходимой категории, медицинскую справку о профпригодности, а так же документы о дополнительной квалификации и опыте работы для некоторых видов перевозок.
Заключая трудовой договор, в первую очередь необходимо точно определить должность работника, так как в дальнейшем, расхождения могут повлечь множество споров, касающихся предоставления льгот и наложения тех или иных ограничений. Так же, в случае ненормированного рабочего дня, в договоре указывается информация о праве и порядке предоставления водителю дополнительного оплачиваемого отпуска.
Кроме того, в статье 329 ТК РФ указано: работники, чей труд связан с управлением транспортными средствами, не имеют права работать по совместительству на аналогичной должности.
Время работы и отдыха водителей
Как и у всех остальных служащих, продолжительность рабочего времени у водителей не должна превышать 40 часов в неделю. При пятидневной рабочей неделе ежедневная смена должна быть не более 8 часов, при шестидневной – не более 7 часов.
Если нет возможности определить ежедневную норму, то имеет смысл вести суммированный учет рабочего времени по отчетным периодам, не превышающим один месяц. Однако в этом случае время управления автомобилем так же не должно превышать 10 часов в день. При осуществлении междугородных перевозок и длительности смены более 12 часов, в транспортном средстве должно быть предусмотрено место отдыха.
При суммированном учете длительность рабочей смены водителя лишь 2 раза в неделю может быть и до 10 часов, а за две недели подряд – не более 90 часов.
Если водитель охраняет груз в ожидании разгрузки, то работодатель обязан засчитывать это время как рабочее не менее чем на 30%. Если в рейсе находятся два водителя, управляющие автомобилем поочередно, то не менее чем на 50%. Эти условия так же необходимо указывать в трудовом договоре.
Продолжительность междусменного отдыха водителя должна составлять не менее двойной продолжительности предшествующей рабочей смены, то есть если водитель отработал 8 часов, то отдыхать он должен не менее 16. Так же водитель должен иметь 42 часа непрерывного отдыха в неделю или до 29 часов при междугородных перевозках.
Увольнение водителя
Водитель, как и любой другой работник, может быть уволен в соответствии с основаниями, предусмотренными ТК РФ. Отдельного внимания заслуживают случаи, когда расторжение договора вызывает лишение прав на управление транспортным средством на срок от 2 месяцев и более (пункт 9 ч.1 ст.83 ТК РФ). Причинами может быть ДТП, или нахождение водителя за рулем в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Для этого необходимо внимательно изучить трудовой договор на предмет точного определения места работы сотрудника и других положений, определяющих специфику его деятельности.