Учет расхода топлива в автоматизированной системе мониторинга

В существующих на сегодняшний день системах мониторинга автотранспорта учет топлива возможен только при подключении дополнительного оборудовании. Такие контроллеры обычно по радиосетям могут передавать не только координаты, но и данные с различных датчиков.

Расход топлива можно определить следуя двум методикам: по показаниям проточных счетчиков и по измерению уровня топлива в баке. Методы эти отличаются кардинально и возникает логичный вопрос: какой из них эффективнее?

Косвенное измерение расхода топлива по изменению уровня топлива в баке обычно выполняется при помощи снятия показаний со специального штатного датчика уровня топлива.

Штатный датчик уровня топлива имеет погрешность 10-20% на объем топливного бака. Затраты, как правило, происходят только на подключение его к контроллеру. На погрешность штатного датчика оказывает влияние ряд факторов: внешние электромагнитные помехи, погрешность программного обеспечения, погрешность контроллера и пр.

Высокоточный датчик уровня топлива имеет погрешность 4-7% на измеряемый объем. Показания датчика передаются на контроллер в цифровом виде, поэтому внешние помехи и погрешности на них не влияют. Измерение расхода топлива основано на принципе постоянного фиксирования значений уровня топлива в баке. Проводя такие измерения в течение некоторого периода, по получившейся статистике можно провести анализ и вычислить расход топлива. Такая статистика нужна для того, чтобы определить не происходит ли заправок или сливов топлива в течение смены. Так как движение автомобиля неравномерно, то и уровень топлива в баке постоянно колеблется. Кроме этого, чем больше на дороге неровностей и ухабов, тем больше колебаний происходит, плюс, в пустом баке топливо плещется сильнее, чем в полном.

Все эти факторы оказывают влияние на показания датчика, поэтому судить о их достоверности достаточно сложно. Имея определенное количество замеров, можно вычислить средние показания уровня топлива. Чем точнее эти показания, тем меньше погрешность программного обеспечения. Сегодня наиболее низкая погрешность составляет около 3%. Очень важно следить за тарировкой датчика в момент его установки, т.е. соответствие его показаний объему залитого в бак топлива. Чем точнее проведена тарировка, соответственно, тем меньше будет погрешность. Измерение расхода топлива уровнемерами позволяет получить приемлемые результаты для автотранспорта, передвигающегося большей частью по дорогам с твердым покрытием. Для автомобилей движущимся по бездорожью этот способ не приемлем.

Измерение расхода топлива по показаниям проточных датчиков имеет погрешность не более 1%. Проточные датчики измеряют объем  горючего, прошедшего через топливную систему. При прохождении определенного объема датчик дает телематическому контроллеру электрический импульс. Сумма импульсов умноженная на цену импульса дает нам общий объем топлива, прошедший через датчик. Иногда на двигатель устанавливают два датчика, тогда измерение расхода топлива называется «дифференциальным». Так как факторов, влияющих на погрешность измерения у проточных датчиков гораздо меньше, то и их суммарная точность, соответственно, выше.

Подводя итоги можно сказать следующее: говоря об учете и измерении расхода топлива, прежде всего, надо говорить о проточных датчиках.