Суммированный учет рабочего времени

Если условия работы не позволяют соблюсти установленную ежедневную или еженедельную продолжительность рабочей смены, то компания имеет право производить суммированный учет рабочего времени водителей. Главный принцип суммирования учета состоит в том, что продолжительность ежедневной работы может быть больше установленной нормы, но общее количество отработанных часов за отчетный период не должно превышать установленного законодательством числа рабочих часов.

При этом продолжительность ежедневной смены не должна превышать 10 часов. Исключением являются случаи, когда при междугородних перевозках водителю необходимо доехать до места отдыха. Другим исключением являются водители, работающие на автобусных маршрутах. Для них продолжительность рабочей смены также может быть увеличена до 12 ч.

Выходные дни в таком случае могут попадать на различные дни недели согласно установленному графику работы, при этом количество выходных дней должно быть не менее количества полных недель текущего месяца.

При суммированном учете, рабочие смены, попавшие на праздничные дни, включаются в норму рабочего времени учетного периода.

Водителям, работающим на регулярных автобусных маршрутах, рабочая смена может быть разделена на две части. При этом в большинстве случаев продолжительность этих частей равна 4 часам, а продолжительность перерыва между ними не должна превышать 2 часов

Ненормированный рабочий день

При ненормированном рабочем дне количество и длительность рабочих смен устанавливается исходя из установленной законодательством продолжительности рабочей недели, а выходные предоставляются на общих основаниях.

Водители с ненормированным рабочим днем эпизодически, по распоряжению работодателя, могут привлекаться к выполнению своих обязанностей в нерабочее время. В связи с этим им предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. Его длительность определяется правилами трудового распорядка компании или коллективным договором и составляет не менее трех дней.

Сверхурочная работа

Привлечение к сверхурочным работам производится исключительно с письменного согласия водителя и допускается лишь в случаях предусмотренных ст.99 ТК РФ. В некоторых случаях помимо письменного согласия работника требуется мнение выборного профсоюзного органа данной компании.

Время отдыха: межсменный отдых, перерывы и выходные дни

В середине рабочей смены водителям, как правило, предоставляется перерыв для питания и отдыха продолжительностью не более 2 ч. Эти перерывы, в отличие от специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем, в рабочее время не включаются.

Длительность ежедневного  отдыха вместе с перерывом на обед должна быть не менее двойной продолжительности предшествующего рабочего дня. Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 ч.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

В праздничные нерабочие дни допускаются работы, остановка которых невозможна по производственно-технологическим особенностям, неотложные ремонтные работы, а так же работы по обслуживанию населения.

Водитель может быть привлечен к работе в установленный для него выходной день для устранения или предотвращения производственной аварии, выполнения непредвиденных работ, от выполнения которых зависит функционирование организации, с письменного согласия. В некоторых случаях помимо письменного согласия водителя может потребоваться согласие выборного профсоюзного органа.

Представительный орган работников в установлении режима труда

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ участие представительного органа работников компании предусматривается условиями решения ряда вопросов, касающихся установления режима труда. Мнение профсоюза учитывается в следующих случаях:

  • при утверждении рабочего графика;
  • при утверждении ненормированного рабочего дня;
  • при определении длительности и состава работ, и продолжительности времени, затраченного на проведение медицинского осмотра водителя;
  • при определении продолжительности времени присутствия водителя на рабочем месте, когда он не находится за рулем (в случае работы на рейсе двух водителей).

Кроме того, для защиты прав водителей специальные условия регламентирования работы водителей связанных с управлением транспортных средств указаны в Положении «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», от 20.08.04 № 15.