Как сократить расходы на корпоративный автопарк в сервисной компании

Любая сервисная компания, имеющая корпоративный автопарк, сталкивается с необходимостью оптимизировать транспортные расходы. Одним из способов сокращения расходов является приобретение автомобилей на баланс организации. В этой статье мы собрали 12 советов, которые позволят сэкономить на покупке корпоративных авто, их экслпуатации и уплате налогов.

Экономия при покупке

  • Если ваша организация является плательщиком НДС и автомобиль покупается за счет собственных средств компании, то специалисты по бухучету рекомендуют покупать автомобили у юридических лиц, которые также платят НДС. Благодаря этому ваша компания может получить налоговый вычет. Если же вы закупаете автомобили у компании не выплачивающей НДС, его стоимость должна быть ниже рыночной на величину компенсируемого налога.

  • Если для покупки авто ваша организация привлекает кредитные средства (в том числе лизинг), платежи по кредиту могут стать основанием для уменьшения налогооблагаемой базы за счет уменьшения налога на прибыль. Подробнее о том, что для организации выгоднее, покупка автомобилей в кредит или лизинг, читайте по этой ссылке.

  • Уменьшить налог на прибыль можно за счет объединения всех расходов, связанных с приобретением автомобиля. К таким расходам можно отнести не только стоимость самого транспорстного средства, но и расходы на его доставку, таможенные пошлины, вознаграждения посредникам, расходы на регистрацию в ГИБДД, и даже стоимость запаски, комплекта инструментов (стоимость ОСАГО к таким расходам не относится). НДС со всех этих затрат “возвращается” с помощью налогового вычета.

  • Начиная с 2009 года при учете амортизации не учитывается первоначальная стоимость автомобиля. Ранее для оценки амортизации требовалось применение понижающих коэффициентов.

  • ИП на УСН также может уменьшить налогооблагаемую базу, однако здесь многое будет зависеть от того, как именно автомобиль учитывался в бухгалтерии фирмы-продавца. (Примеры и судебные прецеденты можно найти по ссылке).
    По мнению Минфин РФ: «Легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

Налоговая экономия при эксплуатации

  • Корпоративный автомобиль позволяет уменьшить налог на прибыль за счет начисления аммортизации на его остаточную стоимость. При этом, аммортизацию можно начислять даже на имущество, находящееся в лизинге, если это было заренее оговорено в договоре. По закону амортизацию может начислять только одна компания: либо лизингодатель, либо лизиногополучатель. В среднем при начислении амортизации расходы на покупку автомобиля “окупаются” за 3-5 лет.

  • Для ИП на УСН в налогооблагаемой базе можно учитывать расходы на бензин. Однако в этом случае понадобятся дополнительные документы для подтверждения маршрута, а также согласование расходов с нормативами («Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»). Компенсация за использование индивидуальным предпринимателем или его сотрудниками личных автомобилей не начисляется.

  • Незначительный экономический эффект при перезачете НДС может дать переход на безналичную форму оплаты расходов на эксплуатацию корпоративных автомобилей.

Экономия при экслуатации

  • Значительная экономия при эксплуатации больших автопарков может быть достигнута благодаря использованию топливных карт (т. е. оплаты топлива по безналичному расчету). Экономия достигается за счет сокращения расходов на проведение платежей, и эффект будет тем большим, чем более крупным автопарком владеет компания, и в некторых случаях может достигать 15-20% от суммы всех эксплуатационных расходов.

  • Сокращения расходов можно достичь благодаря контроля за расходом топлива и перемещением служебных автомобилей. Без такого контроля сотрудники могут использовать корпоративный транспорт в личных целях.

  • Неочивидным, но достаточно действенным способом экономии может стать формирование корпоративной культуры вождения и отношения к автомобилю. Некоторые компании используют для этого мотивационные программы. Другие применяют GPS маячки. Третьи - размещают на служебных авто надписи вида: “Если вам не нравится как водит наш сотрудник, позвоните по телефону …”.

  • В условиях постоянного роста цен на топливо, сократить расходы можно за счет содержания служебных авто в надлежащем техническом состоянии (регулярно меняя фильтры, масло, подкачивая шины), тщательно строить маршруты поездок, запретить водителям стоять на холостом ходу дольше 10 секунд.