Сокращение транспортных расходов
Часто руководство компании ставит перед логистами задачу максимально сократить расходы на транспорт. Для этого, в первую очередь необходимо провести анализ рынка и получить представление о сложившейся ситуации. Это позволит определить, какой путь решения проблемы будет наиболее эффективным.
Сегодня, при всем обилии на рынке перевозок такого количества экспедиторов, транспортных и логистических компаний, заказчики по-прежнему не удовлетворены качеством оказываемых услуг. Постоянные срывы сроков подачи машин и доставки грузов, их порча или утрата, проблемы с документооборотом и пр. Все это происходит из-за отсутствия внимания к двум факторам:
- психология сотрудников, в обязанности которых входит реализация на практике логистических цепочек;
- реальные возможности рынка экспедиторов и перевозчиков, которые являются основой логистики доставки товара.
Естественно, данные проблемы требуют скорейшего решения. Для того чтобы добиться результатов логист компании должен знать всю специфику условий, в которых работают его партнеры. Именно это позволит ему просчитать недочеты всей транспортной цепочки и повысить уровень её транспортной составляющей.
За последние годы среди российских автотранспортников произошли значительные структурные изменения. Выделим наиболее значимые изменения, на которые стоит обратить внимание для прояснения ситуации:
1. Снижение количества машин в автопарках транспортных компаний. Динамика сокращения в последнее время составляет приблизительно 15–20% в год. При этом доля частников, предлагающих свои услуги по грузовым перевозкам по России, наоборот, возросла с 14 до 60%.
Причиной этому послужило то, что небольшие компании пользуются более упрощенными системами отчетности и налогообложения и не так часто навещаются с проверками правоохранительными и фискальными органами. При этом лицам, далеким от отрасли автогрузовых услуг, транспортный бизнес кажется привлекательным, поэтому инвестиции со стороны грузовладельцев и частных лиц в него только растут. Однако способность перевозчиков выполнять заказы собственными силами стремительно приближается к нулю.
2. Износ транспортных средств. В целом, средний возраст автомобилей составляет 8–10 лет. Существующие лизинговые схемы приобретения транспорта, на деле имеют низкую рентабельность и оказываются убыточными. В связи с этим обновить автопарк большинству перевозчиков не позволяют слишком высокие эксплуатационных расходов.
3. Сокращение ремонтных баз отразилось на качестве ремонта. Сегодня большинство предпринимателей не относятся к ремонту автомобилей без должного внимания, проводя его на неприспособленных для этого площадках, а то и вовсе в рейсах и во дворах. Как следствие это снижает не только техническую надежность и безопасность автотранспорта, но и качество услуг. В дальнейшем это ведет к нарушению сроков и качества доставки, падает уровень сохранности груза.
4. В связи с тем, что за последние годы налоговое законодательство претерпевает всяческие изменения, среди перевозчиков наблюдается резкое падение профессионализма, ответственности и знания своих обязанностей. Кроме того, рыночная система оплаты труда заставляет водителей работать на износ, пренебрегая техникой безопасности, что неизменно приводит к росту поломок и ДТП.
Наиболее простой и легко решаемой в большинстве случаев логистам кажется транспортная проблема. Руководитель компании, в областях, где его компетенции недостаточно, склонен доверять своим сотрудникам. При этом, давая «добро» на сокращение транспортных издержек, он ждет высоких результатов не в отдельном блоке, а во всем процессе. В итоге, полученные результаты являются кратковременными и влекут за собой кучу новых проблем и неудовлетворенность сотрудником-исполнителем.
Безусловно, решение вопроса о расходах на транспортные услуги важно, но для предприятия оно не первично. В большинстве компаний не отлажена вся логистическая цепь в целом, начиная с закупок и заканчивая системой реализации. Поэтому, решение проблемы транспортных издержек имеет лишь временный PR-эффект.