Системы контроля топлива

Вопрос экономии топлива является одним из насущных вопросов, которые беспокоят руководителей компаний, эксплуатирующих крупные автопарки. Левые рейсы, воровство топлива, простои транспорта- все это становится причиной издержек связанных с перерасходом топлива, так как факты нарушений обычно выявить достаточно сложно, и средства списываются согласно прилагаемым чекам.

На сегодняшний день самым современным способом оптимизации работы автопарка является использование систем контроля расхода топлива и регистрация технических параметров. В данный момент это еще довольно новое явление на российском рынке, поэтому в данной статье мы расскажем вкратце о принципах их работы.

Выделяют три основные группы систем контроля расхода топлива -это системы аналитического, штатного и проточного типов.

В основании любой системы контроля лежат своеобразные «бортовые самописцы»- устройства, на которые поступает информация с датчиков. Основными поставщиками информации являются датчик топлива в баке, датчик оборотов двигателя, датчик скорости , и пр. Чем больше датчиков будет установлено, тем более полной будет картина и тем более объективными будут полученные данные.

Cистемы аналитического типа

Данная система представляет собой мини бортовой компьютер. Принцип её работы заключается в вычислении объема впрыснутого в цилиндры двигателя топлива. Преимуществом данной системы является возможность мгновенного контроля расхода топлива, что приучает водителя к экономному стилю езды.

Недостатком системы является тот факт, что все вычисления производятся по формуле, настроенной на средние показатели и нормальные дорожные условия. Если параметры выходят за рамки средних, то ошибка начинает расти. Кроме того, системы аналитического типа не способны засечь слив топлива и заправку.

Системы штатного типа

Подобные системы основаны на использовании штатных датчиков топлива. Их достоинством является высокая информативность- они дают список сливов и заправок и позволяют посмотреть расход топлива за определенный период времени.

Недостатком подобных систем являет их низкая точность. Так, поплавковые датчики топлива часто выходят из строя и имеют погрешность до 30%. Кроме того они имеют мертвые зоны, например, когда опускаются на днище бака или, наоборот, упираются в потолок.

Системы проточного типа

Основаны на применении проточных датчиков. Такие системы получают информацию от турбинки в топливопроводах машины. Приблизительная стоимость подобных датчиков- около 10 тысяч рублей. Они, конечно, не позволяют узнать о сливах, но дают возможность получать достаточно точные данные о потребляемом горючем.

Недостатком проточных систем является наличие факторов влияющих на точность данных: колебания уровня топлива при езде, наличие в российской солярке крупиц песка, блокирующих работу турбинки, перепады температур, когда в холодное время года топливо становится более вязким.

Бесспорно, ни один из перечисленных типов датчиков не являются панацей от махинаций, поэтому, контроль километража и непрерывное слежение за техническим состоянием автомобилей будут по-прежнему актуальны.