Режимы труда и отдыха водителей автомобилей

Водители транспортных средств относятся к той категории рабочих, чей труд обладает рядом особенностей. Определяются они тем, что их деятельность связана непосредственно с движением транспортных средств, являющихся источниками повышенной опасности.

Во время выполнения своих обязанностей водители автомобилей находятся под постоянным воздействием огромного количества вредных факторов производственной среды: вибрация, шум и инфразвук в кабине, постоянные выхлопы токсичных газов, а главное - нервно-эмоциональное напряжение. Водитель транспортного средства постоянно несет ответственность за безопасность пассажиров, грузов, а так же за жизнь и здоровье всех участников транспортного процесса.

Согласно трудовому законодательству Российской Федерации, для водителей транспортных средств установлены определенные трудовые нормы - рабочее время и размер минимального непрерывного отдыха в течение недели. Кроме этого, существуют дополнительные нормы, определяющие максимальную продолжительность времени управления транспортным средством и время минимального отдыха между сменами.

Помимо Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима труда и отдыха водителей определяются Положением "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденным Министерством Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 № 15.

Данное Положение распространяется на всех водителей, чья работа регламентируется трудовым договором на автомобилях принадлежащим любым формам собственности, специализирующихся на перевозочной деятельности на территории России. Соблюдение особенностей трудового режима, предусмотренных Положением, обязательны для всех работодателей.

Положению не подчиняются лишь две категории водителей:

  • занимающиеся международными перевозками;
  • работающие вахтовым методом.

Для регулирования трудового режима этих категорий работников применяются иные нормативно-правовые акты, например, Трудовой Кодекс РФ (гл. 47).

Длительность рабочего времени

Как и для других работников, продолжительность рабочего времени водителей должна быть не более общеустановленных 40 часов в неделю. Согласно ТК РФ, продолжительность ежедневной работы при пятидневной рабочей неделе составляет 8 часов, при шестидневной- 7 часов.

Для водителей осуществляющих перевозки для учреждений образования и здравоохранения, почтовой и телеграфной связи, коммунальных и аварийных служб, осуществляющих технологические перевозки и обслуживание органов государственной власти и местного самоуправления, а так же руководителей организаций, длительность рабочей смены может быть увеличена до 12 часов.

Особенностью трудового режима водителей состоит в том, что помимо продолжительности рабочего дня существует и норма предельной продолжительности времени управления автомобилем в течение дня 9 часов. При управлении крупногабаритным транспортным средством, перевозке тяжеловесных грузов или в  условиях горной местности 8 ч.

Графики работы

При составлении графиков работы водителей обязательным условием является соблюдение правил предусмотренных Положением об особенностях режима работы и времени отдыха.

График смен на линии составляется ежемесячно с расчетом рабочего времени на каждый день и доводятся до сведения водителей не менее чем за месяц. Данный график устанавливает время начала, окончания ежедневной рабочей смены, время перерывов для питания и отдыха, время ежедневного и еженедельного отдыха.

Рабочее время водителя включает в себя следующие периоды:

  • время управления автомобилем;
  • время перерывов для отдыха во время поездок и на конечных пунктах. На междугородных перевозках каждые два часа продолжительностью не менее 15 минут;
  • время для подготовительных и заключительных работ до и после выезда на линию;
  • время до- и послерейсового медицинского осмотра водителя;
  • время в местах посадки пассажиров, в местах стоянки и пунктах погрузки грузов;
  • время простоев по независящим от водителя причинам;
  • время затраченное на проведение работ по устранению мелких эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также выполнения регулировочных работ при отсутствии техподдержки;
  • время присутствия водителя на рабочем месте, в случае если на рейс направленны два водителя. Это время засчитывается водителю как рабочее в 50% размере;
  • иные периоды времени, предусмотренные ТК  РФ.