Проезжая часть станет платной

Как заявил Росавтодор, совсем скоро на российских дорогах появятся платные полосы для движения автотранспорта. Такая практика уже существует в Израиле и США, где к выделенным линиям применяются гибкие тарифы, изменяющиеся от степени загруженности улиц. Однако эксперты ставят под сомнение успех такого механизма в России.

Как сообщили в Федеральном дорожном агентстве, в планах ведомства "появление платных скоростных полос в России". Сегодня данная схема движения набирает все большую популярность.  Смысл идеи заключается в том, что в часы пиковой дорожной нагрузки будет открываться платная скоростная полоса, позволяющая обеспечить быстрый проезд через загруженный участок. Пока никаких подробностей проекта -  расположение полос и возможную - стоимость проезда ведомство не сообщает.

Платные полосы уже давно используются за рубежом, например в Израиле и США. Так, в Израиле 17-киллометровый платный участок  функционирует с 2011 года. Стоимость проезда колеблется в пределах от 7 до 85 шекелей (70-850 руб.) и зависит от степени загруженности магистрали. Для сравнения, добраться по платной полосе  от города до аэропорта можно за 12-15 минут, по сравнению с 30-60 минутами по бесплатной дороге. Право бесплатного проезда  по полосе имеют автобусы и автомобили с тремя-четырьмя пассажирами.  В Соединенных Штатах наибольшее распространение платные полосы получили в Калифорнии. В Сан-Диего проезд стоит от 50 центов до $8, в Лос-Анджелесе — от $1,45 до $9,85 (в зависимости от времени  и дня недели).

Компания "Автодор", занимающаяся строительством и эксплуатацией платных дорог заявила, что пока еще не проводила  расчетов, относительно строительства платных скоростных полос. Однако, по ранним сообщениям в СМИ, "Автодор" уже предложил несколько вариантов строительства платных трасс от МКАД до Домодедово. По одному из сценариев, две платные трассы пройдут вдоль существующего шоссе.

Как полагает Росавтодор, организация и строительство платных полос потребует привлечения частных инвестиций за счет государственного партнерства. Так, в США платные полосы создаются путем расширения уже существующих магистралей. Пока чиновники не поднимают вопрос о  возможных затратах. В Израиле, например, компания-инвестор вложила в строительство на условиях концессии на 27 лет около 500 млн. шекелей (5 млрд. руб.), в Лос-Анджелесе местным властям строительство обошлось в $210 млн.

Петр Шкуматов, координатор движения "Синие ведерки", считает, что в России успех такой идее будет довольно сомнительным. «Вводить платные полосы имеет смысл только на 3-4-полосных трассах, чтобы водители понимали, за что они платят деньги. Однако на практике скорее всего уже существующую убитую дорогу дополнят новой полосой и начнут брать плату за проезд. При этом водители  будет стараться всячески обмануть систему, проезжая между камерами, заклеивая номера, как это происходит сейчас на выделенных полосах".

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, так прокомментировал это вопрос: «Сомневаюсь, что это проект найдет отклик у инвесторов. Строительство новых платных полос  требует решения множества юридических вопросов, в том числе и с землеотводом. При этом для введения в эксплуатацию новых платных полос, дорога должна быть достаточно широкой, а в России таких не много. Поэтому необходимо задуматься, а стоит ли игра свеч».

 

По материалам http://www.kommersant.ru/doc/2520413