Проблемы автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт  является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, ведь без налаженного транспортного сообщения невозможно развитие экономики. От того, насколько быстро, четко и надежно совершаются перевозки, зависит ритм работы предприятий, строительства, сельского хозяйства и пр.

Значение транспорта в производственных сферах определяется потребностями в перемещении грузов от места производства к местам потребления. Главной задачей автотранспортных перевозок является качественное и своевременное удовлетворение потребностей в доставке. При этом стоит отметить, что в целом, состояние автопарка нашей страны оставляет желать лучшего. По большому счету, это связано с слаборазвитой производственной базой автотранспортных компаний, отсутствием государственного регулирования и прочими недостатками. Сегодня у автотранспорта существует множество проблем и в большинстве случаев они связаны с недостатками законодательной системы.

Самой серьезной проблемой практически всех автотранспортных предприятий в России является несовершенство налогового законодательства. Дело в том, что крупные и мелкие автопредприятия сегодня поставлены в совсем уж не равные условия. Малые компании, в автопарке которых имеется не более 20 транспортных единиц, переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Это приблизительно 10 тысяч рублей на каждый автомобиль в год, а так же экономия на множестве иных налоговых выплат. В это же время крупное автопредприятие вынуждено выплачивать налоги всех уровней, и множество дополнительных сборов в различные внебюджетные фонды.

Бизнес транспортных перевозок всегда являлся одним из самых экономически доступных. Допуск на рынок осуществляется на регистрационной основе и, в связи с этим, конкуренция нередко носит демпинговый характер, а рентабельность оказывается недостаточной для обновления автопарка, обеспечения безопасности и повышения качества услуг. В результате свободного выхода на рынок нетранспортных организаций коммерческие перевозчики несут убытки, а потребители транспортных услуг не получают качественного транспортного обслуживания.

На сегодняшний день, на прирост автомобилей российских дорогах составляет около 8-10%. Из-за этого вопросы безопасности дорожного движения еще сильнее усложняются, пропускная способность дорог снижается, а потребление топлива увеличивается.

Обилие автотранспорта на  дорогах приводит загрязнению почвы и воздуха, образованию твердых отходов, электромагнитным излучениям, вибрации, и множеству иных проблем.

Другой острой проблемой является транспортная безопасность.

Безопасность дорожного движения во многом зависит от скоординированности действий территориальных и федеральных органов исполнительной власти, подразделений Госавтоинспекций, предприятий дорожно-транспортного комплекса и других. Сегодня уровень этого взаимодействия никаким образом не позволяет изменить положение в лучшую сторону.

Все чаще встречается сознательное нарушение Правил Дорожного движения. Почти половина дорожно-транспортных происшествий совершается лицами, не имеющими водительских прав.Каждое пятое нарушение в состоянии алкогольного опьянения. Каждое второе происшествие совершено водителями частных маршрутных такси, что говорит об отсутствии контроля над обеспечением безопасности пассажирских перевозок.

В качестве механизмов регулирования на законодательном уровне выступают системы лицензирования перевозчиков, т.е. формирования производственной и коммерческой деятельности. Законодательное регулирование на основе лицензирования призвано регулировать допуск  перевозчиков на рынок автотранспортных услуг, обеспечивать выполнение ими установленных стандартов перевозочного процесса.

К сожалению, проводимая Минэкономразвития России политика по либерализации допуска на рынок автотранспортных услуг, игнорирует опыт развитых стран, которые в большинстве своем вернулись к жесткой регламентации. Такое послабление правил может привести к еще большим финансовым и физическим потерям.

При существующих рыночных отношениях, соотношение «прибыль» - «безопасность» не имеет никакого законного урегулирования. Для дальнейшего развития автомобильного транспорта необходима четкая выработка критериев оценки количества и качества транспортной продукции.