7 правил безопасного вождения (правила №8-14)

Правило 8. Не пытайтесь проскочить на красный

Все нарушители, проехавшие на красный сигнал светофора делятся на две категории. Первые - зазевались и не заметили что светофор горит красным, вторые решили проскочить когда красный должен вот-вот загореться. Время от времени любой водитель грешит и тем и другим. Про внимательность мы уже писали в Правиле №1.

Что касается нетерпеливых, которые ускоряются на перекрестке, когда вот-вот должен загореться красный сигнал, то они сильно рискуют. Ежегодно сотни ДТП происходят из-за того, что один нетерпеливый водитель тронулся с перекрестка не дожидаясь пока загорится зеленый сигнал, а в это время другой водитель решил проскочить перекресток на желтый сигнал, до того как загорелся красный свет. Средняя скорость автомобиля, который пытается проскочить перекресток на желтый или красный свет — 80 км/ч. Столкновение под прямым углом — одно из самых опасных, поскольку при боковом ударе подушки и ремни безопасности практически бесполезны.

Будьте осторожны, подъезжая к перекрестку. Загорелся желтый свет — остановитесь. Загорелся зеленый — сначала посмотрите налево, потом направо и ЕЩЕ РАЗ налево, чтобы в вас не въехал лихач, решивший проскочить на красный свет.

Правило 10. Остыньте!

Безопасное вождение любого транспортного средства очень сильно зависит от психологического состояния водителя.

Многие люди садятся за руль уставшими, раздраженными. У некоторых от природы вспыльчивый и вздорный характер. Поэтому конфликты на дороге неизбежны. Вы не сможете их избежать, но зато можете управлять своей реакцией на них. И даже если у вас был тяжелый день, вы проехали тысячу километров и у вас плохое настроение, постарайтесь не принимать происходящее близко к сердцу. Помните, что лучший способ реагировать на грубость или агрессивное поведение других водителей — не вовлекаться в конфликт.

Если же избежать конфликта не удалось и эмоции зашкаливают, ваши способности оценивать обстановку ухудшаются и вы можете не заметить опасную ситуацию. Почувствовали эмоциональное возбуждение или расстройство — сверните на обочину, сделайте несколько глубоких вздохов или выйдите из машины и немного пройдитесь. Это поможет избежать больших неприятностей.

Правило 11. Смотрите вдаль

Многие ДТП происходят из-за того, что водитель вовремя не заметил дорожные работы, заторы, указатели, играющих на обочине детей и т.д. Обычно водители смотрят на дорогу с упреждением всего 5-8 секунд. Хотя для безопасного вождения нужно смотреть на 15-20 секунд вперёд. Это даст время для распознавания потенциальной опасности и время для реагирования на неё.

Для новичков навык смотреть вдаль полезен также тем, что позволяет избежать “виляния”.

Еще один момент о котором нужно помнить: не задерживайте взгляд ни на чем дольше секунды. Поле фокусированного зрения очень узкое, всего полтора-два метра на расстоянии 30 метров. Всё что лежит за пределами этих полутора метров воспринимается периферическим зрением, которое не обеспечивает четкого изображения. В этом достаточно просто убедиться. Вытяните руку с часами вперед и согните кисть под прямым углом, так чтобы пальцы были направлены выерх. Теперь сфокусируйте взгляд на ногтях, и попытайтесь увидеть какое время показывают часы, не переводя на них вгляд. Хотя часы находятся в поле зрения, изображение будет расфокусированным. Постоянно сканируйте окружающую обстановку, чтобы видеть всё что может стать помехой или угрозой.

Правило 12. Создавайте открытое пространство. “Правило двух секунд”

По возможности, держите дистанцию до движущейся впереди машины равной или более 2 секунд. Это позволит избежать столкновения в случае автомобиль впереди резко затормозит. На скорости 100 км/ч автомобиль успеет проехать от 20 до 40 метров прежде чем водитель поймет что нужно как-то отреагировать на опасную ситуацию. Интервал в 2 секунды означает что у вас есть более 50 метров для манёвра. Если дорога скользкая или мокрая, а также в условиях плохой видимости дистанцию нужно увеличить еще больше.

Не создавайте другим автомобилям слишком близко приближаться к вам сзади, сокращая буфер безопасности. Если кто-то прижимается, перестройтесь в другую полосу и пропустите “торопыгу”.

Не держитесь в “слепой” зоне других автомобилей и следите чтобы никто не ехал в вашей “слепой” зоне.

Как определить сколько секунд до впереди идущего автомобиля? Нужно заметить какой-то неподвижный объект (тень на дороге, знак или разметка) мимо которого проехал впереди идущая машина, а затем сосчитать “сто двадцать один, сто двадцать два”. Если вы поравнялись с объектом до того как сказали “два”, нужно притормозить и увеличить дистанцию.

Многие водители ошибочно считают что в плотном потоке невозможно держать безопасную дистанцию, так как свободное пространство тут же кто-то займет. На самом деле это не так, и как раз в плотном потоке дистанция действительно нужна. Если же кто-то вклинится прямо перед вами, просто притормозите и восстановите безопасное пространство. Это не повод злиться и выходить из себя. Забудьте о ложном чувстве уязвленного самолюбия. Речь идёт о безопасности. Остальное — пустяки.

Свободное пространство слева и справа от автомобиля не менее важно для безопасности, как и пространство впереди и сзади. Для того, чтобы вас не зажимали с боков, достаточно ехать на 2-3 км/ч медленнее основного потока. Автомобили в городе перемещаются группами. Если вы будете ехать чуть медленнее, вы будете двигаться между этими группами в безопасности, догоняя всех кто мчался впереди вас на ближайшем светофоре.

На светофоре тоже нужно держать дистанцию, чтобы иметь возможность выехать если машина впереди заглохла или сломалась, или если нужно уйти от опасности, приближающейся сзади.

Правило 13. Заявляйте о себе

Не стесняйтесь использовать световые и звуковые сигналя для того, чтобы сообщить другим участникам движения о себе. Если вы видите другой автомобиль, это вовсе не означает что другой водитель видит вас. Посигнальте ему или поморгайте фарами, если есть хоть малейшее опасение, что другой водитель может вас не заметить.

Показывайте все повороты. Даже в тех случаях если с точки зрения ПДД в этом нет необходимости. В правилах написано, что сигнал поворота необходим если поворот или перестроение могут повлиять на действия других участников движения. Тем самым подразумевается, что если поблизости никого нет, то сигнал поворота не нужен. Однако, с точки зрения безопасного вождения, нужно сигнализировать всегда и везде чтобы это вошло в привычку, и в нужный момент вы не забыли это сделать.

Перед торможением нажмите пару раз на педаль тормоза совсем чуть-чуть, чтобы стоп-сигналы мигнули и предупредили водителя сзади. Точно также можно охладить пыл несущегося сзади лихача, на случай если он не обращает внимания на то, что происходит на дороге.

В туннелях, в пасмурные, дождливые или туманные дни включайте фары. Это нужно не для того, чтобы лучше видеть, а для того, чтобы остальные лучше видели вас.

Правило 14. Будьте предсказуемы

Возможно вы замечали на дороге автомобили, которые совершают резкие движения в стороны, торможения, беспорядочные перестроения из ряда в ряд. Согласитесь, это раздражает. Непонятно какой манёвр они предпримут в следующую секунду. Множество ДТП происходят каждый год именно из-за таких “камикадзе”.

Если вы пропустили поворот или съезд, не бросайтесь через несколько полос, подрезая другие машины, как бы этого ни хотелось.

Планируйте заранее все свои действия, перестраиваясь для поворота в крайнюю полосу заблаговременно, оставляя себе и другим водителям место для манёвра.

Если вы заблудились, или не знаете где лучше повернуть, не останавливайтесь посреди дороги. Лучше припаркуйтесь и спокойно решите как поступить.

И не забывайте включать/выключать сигналы поворота. Некоторые водители могут проехать несколько кварталов, пока заметят, что поворотник не отключился.

Еще один важный момент — повороты с перестроением в другую полосу. Другие водители ожидают, что при повороте вы останетесь в той же полосе, в которой были до этого, и не будете выворачивать из правой полосы в левую и из левой в правую. Не обманывайте их ожиданий. Перестроиться в другую полосу можно после того как вы совершите поворот, предупредив остальных об этом световым сигналом.

 

Другие статьи этого цикла:

7 правил безопасного вождения (правила №1-7)
7 правил безопасного вождения (правила №15-21)