Особенности учета рабочего времени водителя

На сегодняшний день профессия водитель входит в список самых распространенных в мире и при этом, как и большинство других, имеет свои индивидуальные особенности. Во-первых, управление транспортным средством – источником повышенной опасности, требует отбора по определенным критериям допуска к работе. Кроме этого, работа водителя подразумевает постоянную концентрацию на происходящем на дороге, а, следовательно, повышенную утомляемость.

Конечно, на практике многие правила работы водителей не соблюдаются не только работодателями, но и самими рабочими. Однако четкое знание своих должностных обязанностей помогло бы избежать многих проблем и конфликтных ситуаций. Все основные права и обязанности водителей утверждены ТК РФ и «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Минтранспорта РФ № 115 от 20.08.2004 года, а также прописаны в каждом конкретном трудовом договоре.

Прием водителя на работу

Большинство трудовых договоров с водителями заключается в общем порядке, предусмотренным главой 6 ТК РФ, однако существует ряд моментов требующих отдельного рассмотрения. Во-первых, претенденты на рабочее место должны иметь соответствующие документы – водительское удостоверение необходимой категории и медицинскую справку о профпригодности. Так же для некоторых видов перевозок потребуются опыт и особая квалификация.

При заключении трудового договора в первую очередь необходимо указать точную должность работника в соответствии со штатным расписанием компании. Это позволит сразу уточнить квалификацию, должностные права и обязанности водителя и в дальнейшем избежать неточностей при предоставлении каких-либо льгот или наложения ограничений. Так же, в случае ненормированного рабочего дня в договоре необходимо указать право водителя на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Стоит отметить, что сотрудникам, чья работа связана непосредственно с управлением транспортными средствами, запрещено работать по совместительству на аналогичной работе.

Рабочее время и время отдыха водителей

У водителей, как и у любых других работников, стандартная продолжительность рабочего времени составляет не более 40 часов в неделю.
При пятидневной рабочей неделе ежедневная смена не может быть более 8 часов, при шестидневке – 7 часов. Если нормированную еженедельную рабочую норму установить проблематично, то необходимо производить суммированный учет рабочего времени водителей, с учетным периодом не более одного месяца. При сезонном характере работы учетный период может быть увеличен до 6 месяцев.
Однако такие смены так же по длительности не должны превышать 10 часов, и лишь при междугородних перевозках смену можно продлить до 12 часов.
Отдельного слова заслуживают водители, обслуживающие учреждения здравоохранения, аварийные и коммунальные службы, связь и т. д. У них смена может длиться и 12 часов, но при условии, что за рулем они проводят не более 9 часов. У водителей регулярных маршрутов рабочий день может быть разделен на две части с перерывом в 4 часа. У междугородних – с 15 минутным перерывом каждые 2 часа.
В ситуациях, когда в рабочее время водитель не управляет транспортным средством, а охраняет его и груз, это время засчитывается как рабочее из расчета не менее 30%.

Увольнение водителя

Водитель, как и любой другой работник, может быть уволен на основании ТК РФ, однако мы обратим особое внимание на расторжение трудового договора с лишением права на управление транспортным средством на срок более двух месяцев (пункт 9 части 1 статьи 83 ТК РФ). Причинами такого лишения прав могут быть ДТП или нахождение водителя за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Для увольнения на таких основаниях работодатель обязан разобраться в ситуации и решить, уволить ли сотрудника или просто отстранить от управления транспортным средством. При этом лишение прав и увольнение водителя возможно только спустя 10 дней с вступления в силу решения суда.

По материалам http://www.zarplata.ru/a-id-32959.html