Медосмотр водителей перед рейсом

Медосмотр водителей перед рейсом

Согласно 2013 статье Трудового кодекса РФ водители всех организаций должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры. А п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"  уточняет, что помимо текущих, медицинские осмотры должны проводиться как до рейса, так и после.

Как учесть расходы на медосмотр водителей

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ, медицинские осмотры, проводятся за счет средств работодателя. Поэтому обычно расходы на оплату услуг медицинских учреждений для осмотра сотрудников позиционируются как расходы, связанные с обеспечением условий труда и мер по технике безопасности. Так же в целях налогообложения прибыли учитываются расходы по оборудованию специальных помещений, в которых будут проводиться предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей.

В Приложении N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения" указан минимальный перечень предметов, обязательный для оснащения кабинетов в которых будут проводиться осмотры. Расходы на содержание и эксплуатацию такого помещения так же принимаются в целях налогообложения прибыли, как и затраты на ремонт, обслуживание оборудования и инвентаря.

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, время затраченное водителем на проведение медицинского осмотра перед и после рейса включается в состав рабочего времени. Поэтому, так как время, потраченное на прохождение медосмотра, оплачивается на общих основаниях, то это дает возможность учитывать ее как расходы в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Так как необходимость медицинских осмотров закреплена законодательством, то и расходы на них не включаются в налогооблагаемую базу на доходы физических лиц и ЕСН, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на эту сумму также не начисляются.

Какая ответственность предусмотрена за проведение медосмотра

Ответственным лицом за проведение предрейсового медосмотра является администрация медорганизации, которая проводила данный осмотр. За нарушение правил медосмотра предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность. К ней могут быть привлечены руководители, медперсонал и иные лица организации, ответственные за проведение предрейсовых осмотров водителей. Уголовная ответственность в этом случае определяется п. 1 ст. 143 Уголовного кодекса РФ.

В каких случаях водителя нельхя допустить к рейсу?

Вот эти случаи:

- у водителя присутствуют симптомы какого-либо заболевания, сопровождающиеся повышением температуры тела свыше 37 градусов C, жалобами на общую слабость, головную или зубную боль ,боли в области уха и т.п.);

- у водителя наблюдается учащенное серцебиение, повышено или понижено артериальное давление относительно характерных для осматриваемого водителя показателей;

- водитель находится под действием спиртных напитков, наркотических и психотропных препаратов, нарушающих его деятельность.

Ошибки в медосмотре караются штрафом в размере до 200 000 руб.,либо в размере заработной платы за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет или лишением свободы на срок до 1 года.
Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых медосмотров установлена Письмом Минздрава России N 2510/9468-03-32.

Что делать, если водитель отказался проходить медосмотр?

Конечно же, медорганизация не в силах принудить водителя к прохождению медосмотра, но в этом случае, согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ, она в праве отстранить водителя от работы. Отказ или уклонение от прохождения медосмотра без уважительных причин могут быть расценены как нарушения трудовой дисциплины.