Контроль над расходом топлива

Схем топливных махинаций существует огромное количество. Многолетний опыт показывает, что нецелевое использование горючего и воровство топлива существует везде, где отсутствует должный контроль. При этом участниками махинаций могут быть как водители, так и заведующий гаражом или главный инженер. Ясное дело, что противостоять начальству намного сложнее. Внедряя в собственном автопарке систему контроля, в первую очередь необходимо жесткое применение административного ресурса: введение санкции для махинаторов и постоянный контроль за ответственными лицами.

Постараемся перечислить самые распространенные виды топливных махинаций.

Слив топлива из бака

Это самый простой и незамысловатый способ хищения топлива. Как правило, избытки могут образовываться при завышенных нормах расхода топлива.  Топливо сливается при помощи шланга, а затем продается по заниженной цене или используется в личных целях. Ярким примером таких махинаций может служить тот факт, что зачастую личные автомобили водителей автопредприятий работают на дизельном двигателе.

Покупка «левых» чеков

Этот способ активно практикуется в последнее время, в тех случаях, когда водителю на покупку топлива выдаются подотчетные денежные средства. Отчитываясь перед бухгалтерией, он представляет ей нелегальные чеки, которые можно приобрести на трассе в специализированных местах. При этом, зачастую, водители ссылаются на постоянную нехватку топлива из-за плохого дорожного покрытия, перегруза автомобиля, встречного ветра, пробок и многого другого.

«Левые» рейсы

Если работа водителя не подвергается постоянному контролю, то случаи выполнения «дополнительных» и незапланированных рейсов совсем не редки. Например, завершив задание на пару дней раньше, взять обратный груз сделав крюк в пару сотен километров. Или отвезти машину песка не на строительный участок, а к себе домой. Или сделать на несколько маршрутных рейсов больше, чем будет заявлено в отчете.

Подкручивание одометра

К счетчику моточасов или одометру могут подключаться специальные устройства, способные накручивать их до необходимых показаний. Иногда спидометр специально выводят из строя, а якобы отработанные моточасы списывают по путевому листу. списывая по путевому листу якобы пройденный километраж/отработанные моточасы. Водитель сливает топливо в соответствии с накрученным километражем, а компания несет убытки из-за простоя транспортных средств.

Продажа топливных талонов

Подобный способ махинаций имеет место в том случае, если водителю на покупку ГСМ выдаются специальные талоны на топливо, которые необходимо предъявить на АЗС. Обычно талоны просто продаются по заниженному курсу.

Сговор с оператором АЗС

Сегодня все больше компаний уходят от выдачи водителям наличных денег, переходя на электронные топливные карты. В конце месяца топливная компания высылает руководству полный список произведенных заправок с номерами карт, что позволяет сверить данный отчет с чеками, предоставленными водителями, а следовательно – приобретение «левых» полностью исключается

Но и здесь есть свои промахи. Так, вступив в сговор с оператором АЗС, водитель может заправить в бак 100 литров топлива, а чек получить на 200 литров. С карты списывается сумма за 200 литров, только за вторую сотню водитель получает наличные, в размере примерно 50% от розничной цены.  Часто от таких махинаций страдают международные перевозчики: водитель заправляет автомобиль за свои деньги, а выехав заграницу, где цена за топливо в разы выше российских цен, обналичивает деньги с топливной карты.

Заправка более дешевым топливом на трассе

Иногда на трассах можно встретить своеобразные пункты «сдачи-приемки» топлива. Выглядят они обычно как старый припаркованный на обочине бензовоз, или невзрачная емкость. Здесь можно не только сдать ГСМ, а также сэкономить на их приобретении. По той причине, что качество бензина на таких АЗС оставляет желать лучшего, это приводит к возникновению поломок и простою техники.

Неэкономичный стиль вождения

Стиль и манера вождения – это один из факторов прямо или косвенно влияющих на расход топлива. На одном и том же полуторатонном грузовике водитель, имеющий значительный опыт, имеет норму расхода – 16 литров на 100 км, а молодой – 19-20 литров на 100 км. Иногда эта разница может достигать от 20 до 40%. 

Фиктивная работа

Работая на спецтехнике, оператор ставит двигатель на холостой ход. Топливо списывается по принятой норме за отработанные моточасы, работа остается невыполненной, а предприятие несет потери.

Слив «обратки»

Под понятием «обратка» понимают неотработанное топливо, которое возвращается из двигателя в бак. Для этого в топливную магистраль врезаются тройники или просто сливают ее в канистры.

Сегодня внедрение современных систем контроля расхода топлива дает возможность пресечь практически все виды топливных махинаций. Одной из таких прозрачных систем контроля является ID20, созданная специально для оптимизации работы автопарка. Преимущества использования ID20 по достоинству оценили уже многие компании.

Система позволяет эффективно организовать работу по обработке и распределению путевых листов, работать с распределением заявок и, конечно, осуществлять контроль над расходом топлива. 

При помощи ID20 можно организовать ведение всей документации в электронном виде и формировать отчеты по любым заданным параметрам.

Начните работать с системой ID20 прямо сейчас, позвонив по телефону 8(495)984-04-14  и оцените все преимущества контроля над расходом топлива.

→ Особенности учета ГСМ на предприятии

→ Учет расхода топлива на предприятии. Оптимизация. Топливные карты и талоны

Базовая норма расхода топлива