Как оптимизировать затраты на транспорт
Вместе с расширением деятельности компании, руководитель неизбежно сталкивается с необходимостью организации эффективной транспортно-логистической цепи. И одной из задач при этом, является оптимизация использования транспортных средств и организация качественного выполнения транспортных функций.
Какие возможны подходы и варианты?
Существует несколько способов решения транспортного вопроса: организация перевозок собственными силами, аутсорсинг, либо аренда автопарка.
Для крупнотоннажного транспорта чаще всего используется аутсорсинг. Такое решение основывается на экономической целесообразности и подразумевает передачу ответственности компании-подрядчику. Использование легкового транспорта, как правило, организуется компанией самостоятельно. Однако, как показывает опыт, приобретение автомобилей в собственность компании увеличивает ее расходы, а тот факт, что в большинстве случаев транспорт используется не на полную мощность, снижает экономическую эффективность предприятия в целом. Для того, чтобы оптимизировать этот процесс необходимо:
- определить цель организации автопарка;
- оценить и проанализировать затраты на его эксплуатацию;
- сформулировать альтернативные варианты использования ресурсов;
- определить оптимальную модель.
По большей части, все расходы на выполнение транспортных функций складываются из трудозатрат.
Оцениваем расходы
Для наглядности, возьмем в пример транспортные расходы средней торгово-производственной компании, в которой автопарк не является источником дохода.
Автопарк включает 500 транспортных единиц, находящихся в собственности компании. Срок эксплуатации автомобилей составляет приблизительно 4 года, а ежегодный пробег составляет 30 000 километров. Большая часть машин используется сотрудниками, а 20 из них закреплены за топ-менеджерами и управляются водителями. Компания полностью финансирует все расходы на ГСМ, ремонт, техническое обслуживание и страхование, плюс – оплата парковочных мест и мойки для автомобилей топ-менеджеров. Весь учет ведется с соблюдением законодательных норм, ведется путевая документация, водители проходят предрейсовые осмотры и работают в пределах законодательной нормы выработки.
Можно сделать логичный вывод, что большая часть трудозатрат включает в себя безопасность и обслуживание автопарка водителями, а основные расходы ложатся на бухгалтерию. Передача транспортной функции на аутсорсинг позволит сократить количество обрабатываемых документов, тем самым снизив расходы на бухгалтерию и оптимизировав ее деятельность.
Какие же существуют альтернативы выполнения транспортной функции?
Не редки случаи, когда руководитель большую часть своего времени посвящает решению административных вопросов, совершенно не занимаясь анализом функционирования парка: КПД, процент загрузки, стоимость эксплуатации (затраты на 1 час работы автомобиля). Первым шагом на пути такого исследования является определение коэффициента загрузки парка: анализ маршрутов, время пробега и простоя транспортных средств, количество реально отработанных часов водителями. На основании этих данных можно принять меры по оптимизации работы отдельных участков, например:
§ использование услуг такси;
§ замена корпоративных автомобилей на дополнительную денежную компенсацию сотрудникам;
§ передача автопарка на полный аутсорсинг.
Альтернативным вариантом может стать передача на аутсорсинг некоторых функций, например:
§ бухгалтерских услуг, что позволяет достигнуть существенной экономии — оптимизировать работу с документами или сократить штат бухгалтерии;
§ закупки автомобилей, что сокращает затраты на приобретение, за счет экономии на скидках.
О возможных вариантах перехода к альтернативным транспортным технологиям расскажем в следующей статье.
По материалам: http://www.eg-online.ru/article/192709/