Как оптимизировать автопарк во время кризиса

В период кризиса многие компании стараются оптимизировать транспортные затраты на предприятии, особенно если автомобили находятся в лизинге. Вариантов оптимизации можеть быть несколько, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них на примере торговой организации, владеющей автопарком из 40 единиц. В парке находится 40 автомобилей грузоподъемностью от 1,5 до 20 т. Соотношение таково: 1,5 т (15 ед.) - 40%, 3-10 т (15 ед.) - 40%, 20 т (10 ед.) - 20%.

Эксплуатационные расходы на каждую единицу транспорта.

Г/п

Пробег за 1 мес., км

ГСМ, руб.

Эксплуатационные расходы, ТС/мес., руб.

Зарплата водителя, руб.

Лизинговые платежи в месс., руб.

Итого на 1 единицу, руб.

Количество единиц

Затраты итого, руб.

1,5

6300

21400

3000

30000

0

54400

15

816000

3

10500

37800

5000

40000

0

82800

4

331200

5

10500

37800

7000

40000

0

84800

6

508800

10

10000

45000

7000

45000

0

97000

5

485000

20

15000

81000

10000

50000

50000*

191000

10

1910000

 

 

223000

32000

205000

 

 

40

4051000

* средняя сумма в месяц. Изначально график платежей был составлен по убывающей.

Из таблицы видно, что ежемесячные общие затраты на транспорт (без учета затрат на технический и медицинский персонал) составляют более 4 млн. рублей. Все находящиеся в парке автомобили 2008 года выпуска. Их остаточная стоимость 70%. Процент себестоимости перевозки в себестоимости продукции 5%.

Столкнувшись с катастрофическим падением продаж (более 40%) и снижением объемов перевозок, руководство компании уволило часть водителей и технического персонала. Еще часть персонала была отправлена в бессрочные отпуска. И теперь, руководство должно решить вопрос: что делать с автопарком? Оставшийся объем перевозок слишком мал для парка такого размера. Кроме того 10 автомобилей (20-тонники) находились в лизинге. Лизнигодержателем выступал банк, который ежемесячно требовал платежи по утвержденному графику. Руководство компании рассматривало следующие варианты:

  1. Полная продажа транспорта с передачей функций по доставке продукции транспортной компании.

  2. Выделение автопарка в отдельное юридическое лицо

  3. Продажа части парка и передача оставшихся грузовиков на аутсорсинг

  4. Частичная продажа транспорта (70%).

Далее мы подробно разберем каждый из четырех вариантов.

Полная продажа транспорта

На первый взгляд этот вариант кажется наилучшим. Организация получит большой объем средств от продажи транспорта, которые можно использовать для различных целей. С компании снимается нагрузка по содержанию и управлению парком. Также высвобождается ресурс бухгалтерии и службы снабжения, упраздняется отдел эксплуатации, диспетчерский отдел, сокращается налогооблагаемая база. Компания потеряет только возмещение НДС в бюджет. Для имеющегося автопарка (за исключением машин в лизинге) эта потеря составит 2 млн. рублей. Эти деньги нужно где-то найти. Также нужно найти кому продать транспорт.

Выделение автопарка в отдельное юрлицо

Этот вариант предполагает затраты на организацию новой компании, найм персонала, и поиск клиентов. Все расходы должны быть запланированы как минимум на квартал.

  • Аренда помещения 200 000 руб.

  • Телефония 40 000 руб.

  • Интернет 15 000 руб.

  • 3/п фиксированная (3 сотрудника) 180 000 руб.

  • Накладные расходы 60 000 руб.

Итого: 495 000 руб.

Примерно расходы можно представить следующие (расчет на квартал):

  • Аренда помещения 200 000 руб.

  • Телефония 40 000 руб.

  • Интернет 15 000 руб.

  • 3/п фиксированная (3 сотрудника) 180 000 руб.

  • Накладные расходы 60 000 руб.

Итого: 495 000 руб.

Гарантированный заработок от материнской компании покроет не более 20% от общих расходов.

Частичная продажа парка

В компании имеется информация по статистике отгрузок и пиковым периодам. На основе этих данных несложно принять решение о минимально необходимом количестве траспорта. Остальные машины продать. Грузовики, находящиеся в лизинге вернуть лизингодателю, сократить до необходимого числа водителей, технический персонал и сотрудников отдела логистики. За счет средств полученных от продажи ТС, а также благодаря высвободившимся после сокращения части сотрудников ресурсам, компания сможет не только оптимизировать расходы, но и получит возможность полностью пересмотреть другие бизнес-процессы.

Эта статья была написана на основе опыта небольшой дистрибьюторской компании. После начала кризиса и падения продаж компания пошла по четвертому пути сокращения расходов с частичной продажей парка и сокращением штата. Исходя из сложившейся на тот момент ситуации, руководство приняло единственно верное и своевременное решение. Вложив высвободившиеся после сокращения автопарка средства в развитие бизнеса, компания в течение одного года смогла выйти на докризисный уровень прибыли.

Чтобы бесплатно протестировать программу управления автопарком ID20 позвоните по телефону 8 (495) 984-04-14 или зарегистрируйтесь.