Как компаниям сэкономить на собственном автопарке

В кризисных ситуациях для компаний, имеющих в собственности автопарк, вопрос - что делать с транспортом, особенно актуален, тем более, если автомобили взяты в лизинг. Существует несколько вариантов оптимизации автопарка, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

На примере торговой организации рассмотрим ситуацию. В автопарке компании присутствует 40 единиц техники, с грузоподъемностью от 1,5 до 20 т. в соотношении: 1,5 т -15 ед., 3-10 т - 15 ед., 20 т - 10 ед. Эксплуатационные расходы указаны в таблице приведенной ниже.

как сэкономить на автопарке

Эксплуатационные расходы на одну единицу транспорта приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что общие затраты на транспорт составляют более 4 млн. рублей. Рассматривая все дальнейшие варианты, следует ориентироваться на процент перевозки в себестоимости продукции равный 5%. Для данной компании это наиболее оптимальный процент, так как стоимость 1 м3 продукции - 10 000 руб. Во время кризисной ситуации компании пришлось уволить части персонала, в связи с жестким падением продаж (на 40%). Перед руководством компании встал серьезный вопрос: что делать с автопарком? Имелось несколько вариантов применения автотранспорта:

  • Распродажа всего автопарка с передачей функции доставки транспортной компании.
  • Отделение автопарка от компании как юридическое лицо с возможностью предоставления транспортных услуг, как сторонним организациям, так и материнской компании.
  • Продажа части автомобилей и передача оставшихся на баланс управляющей компании.
  • Продажа половины автопарка.

Итак, рассмотрим всех варианты.

Распродать весь транспорт

Очевидным преимуществом этого варианта является возможность снятия нагрузки по управлению автопарком с компании. Эта касается всех отделов: бухгалтерии, отдела логистики, службы снабжения и пр. Такие меры позволяют экономить средства на управление налогооблагаемой базой, а средства, полученные от продажи автомобилей использовать для иных целей. Потери заключаются лишь в средствах, идущих в бюджет на возмещение НДС, в нашем случае порядка 2 млн. рублей. Однако здесь появляется вполне логичный вопрос - кому продать автопарк?

Сегодня услуга аутсорсинга еще не очень востребована на российском рынке. Причиной этому является нежелание транспортных компаний брать на себя ответственность за чей-то автопарк. Кроме того, зачастую владельцы не видят смысла в этой услуге, так как учет транспорта редко ведется «по белому».

Отделить автопарк от материнской компании

Такое решение потребует расходов на организацию «новой» компании, поиска квалифицированных управленцев и, конечно же, клиентов. Основные расходы будут принадлежать таким статьям как: аренда помещения, налоги, заработная плата, оргтехника, интернет и телефония и пр.

Взяв в расчет приблизительные цифры, расходы на квартал будут следующие:

  • Аренда помещения 200 000 руб.
  • Интернет и телефония 55 000 руб.
  • Фиксированная зарплата для 3х сотрудников 180 000 руб.
  • Накладные расходы 60 000 руб.

Итого: 495 000 руб.

При таких расходах гарантированный заработок материнской компании составит не более 20%.

Бесспорно, транспорт будет задействоваться частично головной компанией, но, лишь в пиковые моменты автопарк будет задействован на все 100%. Поэтому, во избежание простоя автомобилей необходимо налаживать связь с перевозчиками для обеспечения клиентов транспортными средствами в случае полной загруженности собственного парка.

Продать часть автомобилей

При подобном решении часть транспорта продается, а оставшаяся передается в управление новообразованной транспортной компании. Такая схема позволяет объединить два варианта: продать некоторое количество транспортных средств и выделить оставшийся автопарк в отдельную транспортную организацию.

Такой прием позволяет избавиться от расхода средств на управление и владение автомобилями, что, естественно, значительно упрощает бухучет и  снижает издержки. Однако серьезным недостатком является необходимость организовывать бизнес буквально с нуля.

Продать более половины автомобилей.

Такой вариант позволяет оставить минимально необходимое количество автомобилей, позволяющее обеспечить 100% загрузку, продав лишние автомобили. Проанализировав статистику отгрузок и количество пиковых периодов необходимо принять решение о том, какое количество автомобилей следует оставить на балансе компании.

Лизинговые автомобили можно вернуть лизингодателю с минимальными взысканиями, оставив в собственности лишь надежные и проверенные транспортные средства.

сэкономить на автопарке