Дефицит бензина на топливном рынке

В начале сентября из-за сокращения объемов поставок топлива рост оптовых цен на бензин стал вновь набирать темпы. Уже в первые дни месяца цены увеличились на 1,6-1,7%. В связи с тем, что рекомендации Минэнерго нарастить запасы топлива до 1,75 млн.т. не были выполнены, АЗС уже столкнулись с дефицитом бензина. На данный момент перед ФАС поставлена задача — максимально удержать повышение цен. Чтобы сохранить инфляцию на прежнем уровне.

С середины августа на бирже СпбМТСБ стоимость АИ-92 выросла на 4,6% до 41,87 тыс. руб. за 1 т. Цена на АИ-95 также повысилась на 3,6%. В первую очередь повышение цен произошло в связи с ремонтами нескольких крупнейших НПЗ в РФ и Белоруссии. Вследствие этого Минэнерго рекомендовало нефтекомпаниям к 1 сентября увеличить запасы бензина, доведя их до 1,75 млн. т. Однако «Газпром», «Роснефть» и « Газпром нефть» не выполнили рекомендации — 1,55 млн. т., в отличие от ЛУКОЙЛа, «Альянс» и «Татнефти».

Согласно данным центрального диспетчерского управления ТЭКа, в июле и августе производство бензина было сокращено до 233 тыс. т и 140 тыс. т. соответственно, что привело к снижению поставок на внутренний рынок по сравнению с планом на 280 тыс. т и 209 тыс. т.

В Минэнерго пояснили, что это данные изменения связаны с авариями на Сургутском заводе стабилизации конденсата и Ачинском НПЗ, а также с двухнедельной задержкой запуска Ярославского НПЗ после модернизации. Однако если брать показатели за год в целом, то отставание от плана по бензину составляет уже более 1 млн т. Нефтяники объясняют такое сокращение производства необходимостью проведения работ по модернизации нефтеперерабатывающих заводов в связи с переходом в 2016 году на выпуск топлива стандарта "Евро-5".

Даже несмотря на рост цен, Минэнерго РФ считает ситуацию с топливом стабильной, а «автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме". Представители ФАС расценивают подобные действия нефтекомпаний сознательной недопоставкой топлива и предупредили на заседании штаба о своей готовности принять соответствующие меры. В конце августа Владимир Путин, на совещании с членами правительства, поручил ФАС "оперативно реагировать" на изменения цен на топливо. Это было воспринято как указание к сдерживанию роста розничных цен на топливо, которые оказывают заметное влияние на потребительскую инфляцию. По словам Центробанка, если сдержать ее не удастся, то единственный выход - поднимать ставки, тем самым повышая стоимость кредитования для экономики.

В этой ситуации дисбаланс между резким повышением оптовых цен и их медленным ростом на АЗС, ставят выживание независимой розницы под вопрос. Сейчас коэффициент маржинальной доходности АЗС при продаже АИ-92 находится на рекордно низком уровне 3,5%. По словам Евгения Аркуши - главы Российского топливного союза,- «Правительству необходимо заставить нефтекомпании увеличить поставки, а также рассмотреть вопрос о закупке дополнительных объемов топлива из Белоруссии».

По материалам: http://www.kommersant.ru/doc/2562230