Базовая норма расхода топлива

Если при составлении налоговых отчетов затраты на горюче-смазочные материалы предприятие включает в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу налога на прибыль, то в дальнейшем оно может столкнуться с ситуацией непринятия таких расходов проверяющими органами, которая будет обоснована формулировкой "необоснованное принятие норм расхода топлива на автомобиль". Попробуем выяснить, возможно ли избежать такой проблемы?

Согласно Распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», нормы расхода горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению предприятий и ведения статистической и оперативной отчетности.

При этом, в Налоговом кодексе РФ нормы, согласно которым налогоплательщики обязаны нормировать расходы на ГСМ при эксплуатации транспортных средств с целью расчета налога на прибыль, отсутствуют. В статье 252 НК РФ под понятием «расходы» имеются ввиду документально подтвержденные и обоснованные затраты. А конкретнее те затраты, оценка которых экономически оправданна, и  выражена в денежной форме.

Согласно 5 подпункту 1 п. ст. 254 НК РФ затраты на приобретение топлива относятся к материальным расходам. К прочим расходам можно отнести категории связанные с содержание служебного транспорта, а так же реализацией и производством (статья 264 НК РФ).

Для обоснования и рассмотрения ситуаций, при которых в служебных целях используется личный транспорт сотрудников существует постановление от 8 февраля 2002 г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Подводя итог можно сказать, что НК РФ кроме указаний на экономическую оправданность расходов не содержит никаких положений о необходимости нормирования затрат на ГСМ, за исключением постановления № 92.

Стоит отметить, что согласно п. 1 статьи 4 НК РФ Минтранс РФ не является органом исполнительной власти, и не уполномочен осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налоговых сборов.

То есть выходит, что базовые нормы расхода топлива, приведенные в Распоряжении Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р не являются эталоном, а носят лишь рекомендательный характер.

Кроме базовых норм в Минтрансовских методических рекомендациях прописаны правила, согласно которым должен высчитываться нормируемый расход топлива, там так же определены условия, при которых могут быть заданы коэффициенты, в пределах которых может быть уменьшена  или увеличена базовая норма расхода

Нормируемый расход должен определяться на основе Методических рекомендаций  «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».