Обязательное медицинское обследование водителей

Согласно Постановлению Минздрава РФ от 03.12.2002 № 84, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры обязательны для водителей, транспортные средства которых принадлежат индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, специализирующимся на транспортных перевозках. Отметка о проведении такого осмотра ставится в путевой лист и заверяется подписью медицинского сотрудника, производившего обследование. Таким образом, если организация имеет лицензию на перевозку, то проведение предрейсового медосмотра обязательно.

Согласно российскому законодательству, допуск водителей на рейс осуществляется только после прохождения медицинского освидетельствования. Медосмотр должен проводиться перед каждым отправлением водителя в рейс регулярно, а в ряде случаев и после него.

Как правило, медицинский осмотр проводится медработниками со специальным образованием — врачами, фельдшерами, медсестрами, и позволяет получить информацию о состоянии здоровья водителей, выявить симптомы каких-либо заболеваний. Кроме того, в ходе обследования можно обнаружить состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также определить признаки сильной усталости. Проведение такого комплексного обследования позволяет оценить состояние водителя, тем самым избежать возможного возникновения аварийно-опасных ситуаций с его участием.

По данным статистики, большинство ДТП и аварийных ситуаций на дороге возникают именно по причине неудовлетворительного физического состояния водителей. Это может быть плохое самочувствие или сильная усталость, отчего контроль над управлением транспортным средством ухудшается, и влечет за собой угрозу жизни и здоровью людей.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей

По времени проведения медицинские осмотры водителей делятся на предрейсовые и послерейсовые.

Перед выездом медосмотр водителей должен включать:

  • сбор анамнеза,
  • измерение артериального давления,
  • измерение сердечного ритма,
  • анализ на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе.

При выявлении каких-либо показаний, превышающих пределы нормы, возможно проведение дополнительных процедур (анализы, электрокардиограмма). Исходя из полученных результатов можно будет принимать решение о допуске водителя к рейсу.

Водитель может быть допущен к рейсу лишь в том случае, если он не имеет никаких жалоб на состояние здоровья, а в ходе осмотра не было выявлено никаких симптомов заболеваний или признаков употребления запрещенных веществ. После обследования врач должен поставить в путевой лист водителя отметку, включающую дату, время осмотра, фамилию и подпись врача, а также, заверить ее соответствующей печатью. Только после прохождения медосмотра и получения отметки водитель имеет право выходить на рейс.

Обязательность проведения предрейсового осмотра водителя регламентируется 20-й статьей Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г.). В соответствии с данным нормативным актом все компании, предоставляющие транспортные услуги, должны в обязательном порядке проводить медосмотры водителей транспортных средств.

В отличие от предрейсового, послерейсовый медосмотр является обязательным только для двух категорий водителей:

  • входящих в группу риска,
  • специализирующихся на пассажирских перевозках.

К группе риска относятся водители, чей возраст превышает 55 лет, а также те, кто имеет какие-либо хронические заболевания и склонен к злоупотреблению алкоголем и прочими запрещенными веществами.

В связи с этим, руководители организаций, в чью сферу деятельности входят грузовые и пассажирские перевозки, должны иметь ввиду, что по российскому законодательству непроведение послерейсового медицинского осмотра водителей влечет за собой административную ответственность. Отсутствие послерейсовых медосмотров не является нарушением, но также может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций на дороге.