7 правил безопасного вождения (правила №1-7)

Правило 1. Будьте внимательны!

Двигающийся автомобиль имеет огромную кинетическую энергию. Любое столкновение может стать причиной гибели других людей или повредить чужое имущество. И для того, чтобы столкновение произошло, водителю достаточно отвлечься всего на долю секунды.

Невнимательность, которая приводит к ДТП может быть вызвана разными причинами: сонливостью, усталостью, разговором и т.д. Многие опытные водители могут проехать через весь город, думая о своём, и даже не вспомнить каким путём они ехали. В таком задумчивом состоянии человек не может быстро среагировать на аварийную ситуацию. Именно поэтому люди попадают в ДТП поблизости от дома, там где они хорошо ориентируются, и поэтому чувствуют себя комфортнее и утрачивают бдительность. Знание местности порождает невнимательность.

Излечима ли эта проблема? И да, и нет. Волшебных рецептов нет. Но если выработать у себя привычку сохранять за рулём состояние осознанности, можно снизить риск ДТП. Для удержания внимания на дорожной ситуации нужно отказаться от еды за рулём, разговоров по телефону и с пассажирами, а также всего остального, что отвлекает от дороги. Вождение автомобиля — самое опасное, из всего что люди делают. Но большинство водителей не осознают этого до тех пор, пока не попадут в ДТП.

Правило 2. Никому не доверяйте

Самый опасный враг каждого человека — это он сам. Вспомните все ошибки, которые вы совершали во время вождения. Езда на “автопилоте”, о которой написано выше свойственна не только вам, но и другим водителям. Выработав у себя привычку осознанного вождения вы обезопасите себя только отчасти. Потому что другие водители продолжают ездить в задумчивости, разговария по телефону или попивая кофе прямо во время движения на большой скорости. А значит, нужно следить не только за собой, но и за другими водителями. Стараться предугадать их ошибочные действия. Потому что их судьба может стать вашей судьбой.

Заметив красный свет светофора, будьте осторожны, потому что кто-то мог его не заметить. Остерегайтесь выездов с парковок и стоянок, оттуда в любой момент может выскочить автомобиль беззаботного водителя. Не забывайте, что некоторые водители не имеют привычки пользоваться сигналами повтора при перестроении из ряда в ряд. Некторые не умеют держать дистанцию. Некоторые плохо чувствуют габариты своего авто. Будьте готовы к встрече с подобными “чудаками” в любую минуту.

Правило 3. Уступи дорогу

Если вы сомневаетесь кто имеет право проезда — уступи дорогу. И даже если вы точно уверены, что право преимущественного проезда у вас, но заметили, что другой водитель этого не знает или игнорирует, дайте ему проехать первым. Формально, в этом случае ПДД будут нарушены, но речь идет не о соблюдении правил, а о вашей безопасности. Когда речь идет о жизни и здоровье — важен не принцип, а результат.

Правило 4. Не торопитесь

Чем быстрее едет ваш автомобиль, тем большему риску вы себя подвергаете. Причем риску двойному. Во-первых, чем выше скорость, тем меньше у вас времени для реагирования на опасную ситуацию. Во-вторых, кинетическая энегрия (та, что освобождается при столкновении) возрастает прямо пропорционально скорости.

Давайте посчитаем. Преодолевая маршрут длиной 20 км в городе, вы экономите две минуты если двигаетесь на скорости 80 км/ч вместо положенных 60 км/ч. Чем вы рискуете ради такой экономии времени? Столкновение на скорости 80 км/ч чревато травмами, равнозначными повреждениям при падении с восьмого этажа. Врезаться на скорости 60 км/ч — все равно что упасть с пятого этажа, при 40 км/ч — со второго.

На скорости 30 км/ч при столкновении автомобиля с пешеходом риск смертельного исхода всего 5%. При 50 км/ч – 40%, а при 65 км/ч – уже 84%.

Поймите, что превышение скорости в городе не дает выигрыша во времени, или этот выигрыш ничтожен. Вспомните, сколько раз, подъезжая к светофору вы заставали там лихача, кототорый обгонял вас на бешенной скорости за пару километров до этого? Дело в том, что светофоры отрегулированы таким образом, чтобы средняя скорость движения транспортного потока не превышала определенных значений. Чаще всего это 70 км/ч. Будете ехать быстрее, больше времени простоите на светофорах.

Даже на шоссе не стоит ехать слишком быстро. Риск погибнуть на трассе намного выше, чем в городе. А выигрыш во времени также ничтожен. Например, разница при движении по трассе на скорости 105 и 130 км/час на дистанции 80 км составит всего лишь 9 минут. Стоит ли ради нескольких минут рисковать жизнью?

Правило 5. Не садитесь за руль в плохом настроении (самочувствии)

Наверное, будет излишним напоминать о том, что алкоголь и другие наркотики — самый верный способ попасть в ДТП. Но иногда водители садятся за руль в состоянии аналогичном состоянию опьянения. Например, с высокой температурой, невыспавшимися, уставшими.

Прежде чем сесть за руль, спросите сами себя: “Могу ли я уверенно вести машину? Достаточно ли я отдохнул? Здоров ли я? Не принимал ли я лекарства, которые могут замедлить мою реакцию? Достаточно ли времени прошло после употребления алкоголя?” Только если вы положительно ответили на все эти вопросы, вы имеете право вести машину.

Если бы каждый водитель в нашей стране а) соблюдал скоростной режим; б) был внимателен к тому, что происходит на дороге; в) не садился за руль в плохом состоянии и в) пристегивал ремень и всегда указывал сигналом поворота куда собирается повернуть в России не погибало бы ежегодно в ДТП 25 тыс. человек.

Правило 6. Пристегивайтесь

Ремень безопасности с момента его изобретения остается самым простым, но при этом самым значительным устойством безопасности. Он обеспечивает водителю и пассажирам противоударную защиту, поглощает энергию удара и не дает им вылететь из автомобиля.

Современные автомобили спроектированы таким образом, чтобы при столкновении с препятствием деформировались все части машины, кроме “безопасной зоны”, в которой находится водитель и пассажиры. Ремень нужен именно для того, чтобы люди оставались в этой безопасной зоне, пока машина сминается вокруг неё.

При боковых ударах (даже незначительных), ремень удерживает водителя в кресле, позволяя ему не вылететь из кресла и сохранить контроль за движением машины.

Однако, несмотря на всё это многие водители не пристегиваются, оправдывая себя разными отговорками: 1. Ремни мнут одежду. 2. Ремни неудобны. 3. При аварии лучше вылететь из машины. И т.д. и т.п.

Да, ремни могут быть неудобны и ремни мнут одежду. Это правда. Но лучше терпеть небольшие неудобства и помятую одежду, и при этом остаться живым и здоровым. Что касается разных историй о том, что некоторые люди выжили в ДТП только из-за того, что были непристегнуты — может быть такие случаи были. Однако, по статистике, почти 50% погибших в ДТП остались бы живы, будь они пристегнуты.

Но имейте в виду, что пристегиваться должен не только водитель, но и все пассажиры без исключения. При столкновении с препятствием или переворачивании машины непристегнутый человек превращается в снаряд, который летает по салону, убивая и калеча тех, кто пристегнулся.

Поэтому, если кто-то из пассажиров в ответ на просьбу пристегнуться начинает протестовать, лучше отправьте его в пешую прогулку ради своей безопасности.

Правило 7. Не экономьте на средствах безопасности

Используйте детские кресла, тормоза с АБС и подушки безопасности.

Детские кресла существуют разного размера и конструкции, в зависимости от роста, веса и размера детей. Подойдите к выбору детского кресла, посоветуйтесь со знакомыми, почитайте отзывы. Детское кресло должно быть прочно закреплено в центре заднего сиденья. На переднем сиденьи кресло закреплять нельзя, особенно если машина оборудована подушками безопасности. При срабатывании подушка может ранить или даже убить ребенка, сидящего в неправильно установленном кресле.

Дело в том, что срабатывание подушки безопасности — это не самое приятное событие. Так как подушка надувается очень быстро, она может травмировать даже взрослых, не говоря уже о детях. Поэтому, не стоит наклоняться над рулевым колесом. Лучше сесть подальше откинувшись в кресле и пристегнуться. Если человек не пристегнут, подушки не помогут.

Тормоза, оборудованные АБС предотвращают заносы при резком торможении, благодаря чему колеса не блокируются и автомобиль не теряет управляемость. Однако, если ваши тормоза оборудованы системой АБС, стоит почитать руководство по их правильному использованию. Также будет полезно попрактиковаться в экстренном торможении на пустой площадке, чтобы почувствовать что происходит с машиной в момент, когда вы резко давите на тормоз.

 

Другие статьи этого цикла:

7 правил безопасного вождения (правила №8-14)
7 правил безопасного вождения (правила №15-21)