7 правил безопасного вождения (правила №15-21)

Правило 15. Демонстрируйте свои намерения

Если мы спросим у водителей, что их раздражает в других водителях больше всего, они, скорее всего, ответят: “Не включают поворотники”. Если вы встречали на дороге автомобиль, который поворачивал или перестраивался без сигнала поворота, то вы знаете какая волна раздражения захлестывает в такие моменты. Особенно если был риск столкновения. Большее раздражение вызывают только водители, включающие правый поворотник, и поворачивающие налево.

Большинство водителей думают, что использование сигналов поворота нужно только в тех случаях, когда поблизости есть другие участники движения. А в безлюдном месте, например на трассе, подавать сигналы при повороте или перестроении не обязательно. Однако, может случиться так, что даже в безлюдном месте, из-за невключенного сигнала поворота произойдет ДТП с автомобилем, мотоциклом или велосипедистом, которых вы не заметили. Даже пешеходов нужно предупреждать о своих намерениях. С точки зрения здравого смысла стоит использовать поворотники всегда и везде, хотя бы для того, чтобы выработать привычку.

Но если уж включать сигналы, то делать это нужно вовремя. Нельзя включать сигнал поворота слишком рано. Например, подъезжая к перекрестку и собираясь повернуть направо на станцию техобслуживания, расположенную сразу за ним, не включайте поворотник. Иначе машины на встречной, поворачиающие налево могут расценить это как намерение повернуть на перекрестке, и поедут наперерез. И, конечно же, нельзя включать сигнал поворота слишком поздно. Если включить поворотник после начала маневра, то пользы от него уже не будет.

Правило 16. Помните о “слепых” зонах

Вы должны выработать у себя устойчивый страх “слепых” зон. Держаться в слепой зоне других автомобилей — опасно. Даже если вы делаете это неосознанно.

Для того, чтобы обезопасить себя от подобного риска, нужно знать где именно расположены слепые зоны у разных машин. В зависимости от модели кузова, слепая зона может быть больше или меньше, но она есть всегда. Даже при наличии специальных зеркал. У некоторых автомобилей в слепую зону попадает вообще всё пространство сзади. В некоторых грузовиках, где шофер сидит очень высоко, он не может видеть, что происходит у земли прямо перед машиной и по бокам от кабины.

Важно смотреть в зеркала заднего вида каждые 5-7 секунд. Это должно войти в привычку еще на начальных этапах обучения вождению. Однако, опытные водители знают, что при помощи одних только зеркал невозможно заметить автомобиль, совершающий перестроение в двух полосах от вас. Например, если вы едете в первом, крайнем правом ряду по многополосному шоссе, и включаете левый поворотник, другой водитель в третьей полосе в это же время может перестраиваться вправо. И в этом случае возможно, что вы оба попытаетесь одновременно занять одно и то же место во второй полосе. Чтобы избежать такой ситуации нужно перед перестроением немного повернуть голову и убедиться что угрозы столкновения нет.

У автомобилей с большими прицепами особые слепые зоны. Во время поворота водитель видит в одном зеркале свой прицеп, а в другом - пустое пространство.

Большие грузовики также имеют слепые зоны. Определить их достаточно просто. Если находясь поблизости от грузовика вы не видите в его зеркале заднего вида лицо водителя грузовика, значит и он вас тоже не видит.

Не стоит забывать и о том, что даже у припаркованных автомобилей есть “слепые” зоны. Часто наезд на пешехода при выезде с парковки происходит именно из-за того, что водитель не повернул голову и не убедился в том, что в “слепой” зоне никого нет.

Правило 17. Не отвлекайтесь

Большинство водителей, попавших в ДТП могли избежать столкновения, даже если виноват другой участник ДТП. Вам будет мало утешения в том, что не вы стали виновником инцидента. Особенно, если вы не заметили опасную ситуацию из-за того, что отвлеклись на еду, питьё, макияж, разговор по мобильному, магнитолу, разбушевавшихся детей или даже обычный разговор с пассажиром.

Даже если вы считаете, что можете легко удерживать концентрацию на нескольких делах одновременно, помните, что автомобиль успевает проехать около 30 см на каждый километр скорости. А значит, при скорости 100 км/ч, отвлекшись всего на 1 секунду, например, чтобы поднять упавший предмет или на карту навигатора, вы успеете проехать 30 метров. И это будут тридцать метров, которые вы проехали вслепую. Чтобы осознать всю опасность такого вождения, можете сесть за руль, закрыть глаза и проехать 30 метров на небольшой скорости.

Вы можете значительно обезопасить себя и других участников дорожного движения, если поставите вождение на первое место, а все остальные дела, такие как изучение карты, настройку магнитолы, и т.д. поручить пассажирам.

Правило 18. Реже используйте заднюю передачу

Очень много мелких аварий случается, когда водители едут задним ходом. Особенно часто в такие ДТП попадают женщины.

Чтобы сократить риск при движении задним ходом, никогда не включайте заднюю передачу, не осмотревшись как следует. Множество наездов на детей и домашних животных случается из-за того, что водитель забыл посмотреть назад.Именно по этой причине многие компании заставляют своих водителей устанавливать за машиной оранжевый конус, чтобы забирая конус перед выездом с парковки, они убедились в том, что позади машины никого и ничего нет.

Но недостаточно просто посмотреть. Всё время во время движения задним ходом нужно обернувшись смотреть назад. Не лишней будет помощник, который будет стоять за машиной и следить за вашими перемещениями.

Паркуясь, занимайте такое место, чтобы при выезде с парковки вам не пришлось двигаться задним ходом. На загруженной стоянке где нет такой возможности, попробуйте припарковаться задним ходом, чтобы выезжать вперёд. Преимущество такого подхода в том, что на въезде на парковку у вас есть возможность хорошо осмотреться, в то время как при выезде обзор может быть закрыт рядом стоящими машинами.

Правило 19. Будьте осторожны на перекрестках

Перекрестки — самые опасные участки дороги. По статистике более 80% всех ДТП в городе происходят именно на регулируемых перекрестках. Кроме того, эти ДТП являются одними из самых травмоопасных, из-за того, что на перекрестке машины сталкиваются под прямым углом, а средняя скорость при таких столкновениях превышает 80 км/ч. В ДТП с ударом в боковую дверь пассажиры гибнут в несколько раз чаще, чем при лобовых столкновениях, так как в таких ситуациях ни ремни безопасности, ни подушки безопасности не могут в полной мере их защитить.

Подъезжая к перекрестку на зеленый — сбавьте скорость и посмотрите налево-направо-налево (налево смотрим два раза, так как первая опасность именно поток слева). Если это перекресток, на котором вы не видите машины на поперечной улице, пока они не выедут на пересечение дорог — поезжайте ещё медленнее.

Не выезжайте на перекресток, пока не убедитесь что все впорядке. Некоторые опытные водители в этот момент снимают ногу с педали газа, и держат её над педалью тормоза, чтобы в экстренном случае торможение заняло меньше времени.

Еще один факт статистики говорит о том, что большая часть ДТП на перекрестках происходит в первые 4 секунды после смены сигнала сфетофора. Поэтому, не торопитесь сразу после включения зеленого сигнала тронуться с перекрестка самым первым. Возможно что уже через секунду водители сзади начнут сигналить. Но это не повод рисковать жизнью.

Чтобы выиграть пару секунд, останавливайтесь на перекрестке таким образом, чтобы видеть перед собой стоп-линию. Это даёт лишние три-четыре метра. Когда загорится зеленый, уберите ногу с тормоза, и трогайтесь плавно. Одновременно посмотрите налево-направо-налево, чтобы не проглядеть машину, которая попытается проскочить на красный, или зазевавшегося пешехода. К этому времени вы будете уже у границы перекрестка, а с момента смены сигнала светофора пройдет около двух секунд. Водитель сзади заметит, что вы начали движение, поэтому не будет сигналить.

Если вы остановились на перекрестке позади другой машины, не прижимайтесь к ней слишком сильно. Это поможет вам задержать ваш выезд на перекресток когда загорится зеленый, а в случае если передняя машина заглохнет или сломается, у вас будет пространство для манёвра. Эта свободная дистанция может спасти от столкновения, если сзади кто-то не успеет вовремя остановиться.

Стоя на перекрестке в ожидании поворота налево, не поворачивайте колеса до начала движения. Иначе при ударе сзади вас вытолкнет на встречную полосу.

Если при повороте налево вы не можете видеть поток встречных машин достаточно далеко, не торопитесь поворачивать “вслепую”. Иначе последствия могут быть самыми печальными.

И еще один совет. Если ряд для поворота налево забит до отказа, лучше проехать прямо, а потом три раза свернуть направо. На переполненных улицах это может оказаться быстрее.

Правило 20. Знайте как вести себя на скоростном шоссе

Скоростное шоссе опасно высокими скоростями и плотным потоком транспорта. Вот список того, что нельзя делать на шоссе. Нельзя останавливаться. Имеется в виду остановка не только на дороге, но и на обочине, въездах и съездах с шоссе - то есть вообще нигде в пределах шоссе. Аварийные остановки разрешены, но при соблюдении определённых требований. Оставлять машину на обочине без присмотра нельзя. Её может увезти эвакуатор или повредить проезжающая мимо машина.

Нельзя ехать задним ходом и нельзя пересекать сплошную разделительную полосу или газон. Если вы пропустили нужный поворот, поезжайте до следующего, а там развернитесь на развязке.

При въезде на шоссе разгоняйтесь по полосе разгона как следует, чтобы вписаться в поток на достаточной скорости. Не надо тормозить в самом конце разгона, а тем более останавливаться в ожидании промежутка в потоке. Если вы разгонитесь до нужной скорости, то сможете безопасно влиться в поток, а другие машины уступят при необходимости полосу. Несмотря на то, что по правилам, автомобили въезжающие на трассу должны уступать автомобилям, которые уже по ней движутся, опытные водители всегда стараются уступить дорогу и перестроиться чтобы помочь кому-то с въездом.

Нельзя полагаться на одни только зеркала при движении по трассе. Не забывайте про “слепые” зоны и смотрите через плечо перед тем как перестроиться или слиться с потоком.

Нельзя пересекать треугольные заштрихованные зоны в местах соединения полосы разгона с автострадой или там где начинается съезд, если контурная линия, очерчивающая эти зоны сплошная.

Нельзя всё время ехать по крайней правой полосе. Эта полоса предназначена для въезда на трассу и съезда с неё. Внутренние полосы - для основного потока, а крайняя левая для обгона.

Нельзя занимать левую полосу если вы заметили сзади автомобиль с синим проблесковым маячком. В этом случае перестройтесь вправо, чтобы машина со спецсигналом могла обогнать вас слева. Перестраиваться в правый ряд нужно даже в том случае, если он свободен. Так как водители спецмашин инструктируют никогда не обгонять справа.

Нельзя ехать по трассе намного быстрее или намного медленнее основного потока. В этом случае риск столкновения значительно возрастает. Важно чувствовать поток, и сливаться с ним в единое целое.

Правило 21. Умейте останавливаться

Очень многих ДТП не случилось бы, если бы все люди останавливались на красный сигнал светофора и знак STOP. Но вождение очень быстро входит в автоматический навык, не требующий большой концентрации, а отвлекающих знаков так много, что “автопилот” может включиться сам собой.

Когда вы видите знак STOP, нужно полностью остановить машину, убедиться что слева и справа никого нет, и после этого двигаться дальше. Часто случается, что водитель, который должен был остановиться просто не смог или не захотел этого делать, даже когда видел что наперерез ему движется другой автомобиль. Так бывает когда наше сознание и наше зрение функционируют отдельно друг от друга. Нужно думать о том, что вы видите.

 

Другие статьи этого цикла:

7 правил безопасного вождения (правила №1-7)
7 правил безопасного вождения (правила №8-14)