7 правил безопасного вождения (правила № 22-29)

Правило 22. Умейте пользоваться фарами

По статистике, около 50% смертельных ДТП происходят в темное время суток. Поэтому, включайте фары каждый раз, когда чувствуете, что это позволит другим участникам движения лучше вас видеть, например в пасмурную или дождливую погоду, в пылевом облаке, во время тумана или снегопада.

Помимо этого, стоит знать, что если вы едете от заходящего или восходящего солнца, встречному потоку вас очень плохо видно. Лучше включить фары. На закате видимость тоже ухудшена. Включите дальний или ближний свет, и повнимательнее следите за дорожной обстановкой, велосипедистами, пешеходами, животными.

Во время дождя или тумана дальний, или даже ближний свет может скорее мешать, отражаясь в капельках воды или тумана. Для таких ситуаций используются противотуманные фары, которые устанавливаются ниже обычных фар.

Если вы попали в такие условия, когда вообще ничего не видно и ехать дальше просто опасно, сверните как можно дальше на обочину и переждите. При этом нужно обязательно выключить всё освещение - габариты, поворотники, фары и т.д. Иначе водитель, который едет за вами может подумать что вы всё еще двигаетесь по дороге и врежется в вас. А дальше может произойти то, что часто случается в условиях плохой видимости - машины начнут врезаться одна в другую по цепочке.

В некоторых случаях с помощью фар можно привлечь к себе внимание. Например, при угрозе лобового столкновения включите фары, чтобы вас увидели.

При использовании фар в темное время суток следует помнить о том, что дальний свет фар освещает дорогу примерно на 100 метров, а ближний на 50. На скорости 100 километров в час машина проезжает около 30 метров в секунду. Время реакции внимательного водителя от 0,75 до 1,5 секунды. Значит, дистанция реагирования ˜— 20-40 метров. Плюс тормозной путь. Получается около 90 метров. Таким образом, если вы едете на скорости 100 км/ч с ближним светом фар, и впереди на дороге возникло препятствие — вы не успеете затормозить. Это называется “обогнать собственные фары”. Эксперты по безопасности дорожного движения советуют не ездить в темное время суток быстрее 60 км/ч.

Если встречная машина ослепила вас фарами, переведите взгляд вправо на сплошную белую полосу на краю дороги. Таким образом вы убираете слепящий свет на периферию зрения и в одновременно не теряете контроль за дорогой.

Правило 23. Не гоните на скользкой дороге

Помните о том, что управляемость автомобиля зависит от четырех “пятен контакта” колёс с асфальтом. Во время и после дождя вода оказывается между покрышкой и дорогой и сцепление нарушается. Этот эффект называется аквапланирование (или глиссирование), и возникает в том случае, если канавки на покрышках не справляются с объёмом вытесняемой воды. Тогда колесо начинает скользить по тонкому слою воды. Если же на ваших колёсах рисунок протектора совсем истёрся и колесо стало гладким, вы будете скользить по мокрой дороге как на коньках.

Как понять что ваш автомобиль потерял сцепление с дорогой и уже не едет, а скользит? Очень просто. Вы поворачиваете руль вправо или влево, а ваш автомобиль продолжает двигаться прямо.

Стоит взять себе за правило: пошёл снег или дождь — сбавь скорость.

Обычная рекомендация в таких случах: во время дождя сбавить скорость на треть, и в два раза на снегу. Если же на дороге гололёд — нужно ехать ещё медленнее.

Правило 24. Следите за состоянием колёс

Всем знакома фраза: “Дьявол кроется в деталях”. Чаще всего машина выходит из строя из-за какой-нибудь ерунды. Перед длительной поездкой обязательно, и перед каждой поездкой желательно, проверить состояние вашей машины; в том числе покрышки.

Канавки на протекторах должны быть достаточно глубокими. Если вы заметили что покрышки стали почти гладкими, лучше замените их. Лысые покрышки не только увеличивают риск глиссирования, но и хуже ведут себя на плохой дороге, чаще сдуваются.

Следите за правильным давлением в шинах. Для этого нужно знать какое давление является оптимальным именно для вашей машины. При проектировании любого автомобиля инженеры рассчитывают параметры будущей подвески в зависимости от диаметра колеса, накачанного до определенного давления. Поэтому, если давление в ваших шинах отклонилось от предписанного, управляемость вашей машины может резко ухудшиться. Обратите внимание, что оптимальное давление для вашего авто прописано в документации автомобиля, а не на покрышках. Покрышки проектируются для разных типов и марок автомобилей, поэтому производители указывают на покрышках максимально допустимое давление, а не оптимальное.

Подспущенная покрышка снижает эффективность тормозов, влияет на рулевое управление и способность вписываться в повороты.

Следить за оптимальным давлением в шинах стоит и для того, чтобы сэкономить деньги. Если давление в шинах ниже предписанного на 10%, покрышки изнашиваются на 30% быстрее.

Проверяйте давление в шинах хотя бы раз в неделю и вы снизите риск попасть в ДТП из-за плохой управляемости манины связанной с покрышками. Помните о том, что все колёса со временем спускаются и о том, что температура влияет на давление. Если на улице стало прохладно, давление в шинах снижается. Проверять давление нужно до поездки, так как во время движения шины нагреваются и давление увеличивается.

Правило 25. Заботься о своей машине

Если вы не очень хорошо разбираетесь в устройстве автомобиля, то вы не сможете самостоятельно проверить тормозную систему вашей машины. Но вы всегда можете проверить уровень тормозной жидкости (если вы не знаете как это сделать — спросите у тех, кто знает). Обычно уровень тормозной жидкости не сильно меняется со временем, поэтому если вы заметили что он резко упал, знайте — у вас проблемы.

Также нужно следить за состоянием тормозных колодок. Сильно изношенные колодки могут не только подвести в нужный момент, но и повредить диски. А это выльется в покупку новых дисков.

Не экономьте на тормозных колодках и на покрышках. От этого зависит ваша жизнь и здоровье. Отказ тормозов или взорвавшаяся на большой скорости покрышка не стоят сэкономленных денег.

Проверяйте уровень масла и следите за тем, чтобы оно менялось в предписанные производителем сроки или чаще. Не стоит покупать самые дорогие сорта масла. Посмотрите рекомендации в руководстве пользователя и заливайте именно эти сорта.

Прислушивайтесь к звукам, которые издаёт машина. Металлический скрежет раздающийся под ногами может означать, что тормозные колодки износились и царапают диски. Стук и грохот во время движения могут означать проблемы с рулевым управлением. Шум и визг под капотом возможно говорят о скором выходе из строя гидронасоса, сервопривода или ремня.

Вообще любой посторонний шум — первый признак того, что вашему автомобилю нужна помощь автомеханика. Если не обратиться в сервис сразу, тихое постукивание, позвякивание или поскрипывание может превратиться в серьёзную и дорогостоящую поломку сразу нескольких деталей.

Правило 26. Избегайте тех, кто не соблюдает дистанцию

Во время обучения вождению инструкторы учат держать дистанцию. Из-за несоблюдения дистанции происходит почти половина всех ДТП. Как определить, что вы “не соблюдаете дистанцию”? Если расстояние, отделяющее вас от того, кто едет впереди, вы проезжаете меньше чем за две секунды, значит вы слишком близко.

А что делать если “прижимаются” к вам? Это тоже опасная ситуация. Избавляйтесь от таких “прилипал”.

Во-первых, если вы заметили, что кто-то едет слишком близко позади вас, удвойте собственную дистанцию до передней машины. Даже если дистанция уже была безопасной, всё равно удвойте её. Это нужно для того, чтобы если придется тормозить у вас было достаточно времени и пространства и “висящий на хвосте” не ударил вас сзади. Увеличивая себе пространство для манёвра вы добавляете к своему времени реакции время реакции водителя задней машины.

Во-вторых, позвольте едущему позади вас водителю выполнить обгон. Просто двигайтесь чуть медленнее основного потока и он сам найдет возможность обогнать вас. Просто представьте что творится в голове у человека, который прижимается очень близко к вам. Скорее всего он раздражён или торопится, и хочет заставить вас ехать быстрее, как бы подталкивая сзади. Зачем вам такое соседство?

Если движение достаточно плотное, и обогнать вас торопыга не может, попробуйте сами осторожно перестроиться вправо или даже сверните на обочину. Пусть едет. Жизнь дороже самолюбия.

Ни в коем случае не пытайтесь пугать водителя позади себя резким торможением. Это ещё больше выведет из себя и без того взвинченного человека. Зачем превращать чужие проблемы в свои личные?

Правило 27. Двигайтесь спокойно и размеренно

Водители, которые мечутся из одной полосы в другую, обгоняют, подрезают, не держат дистанцию попадают в аварии чаще других. Они выбиваются из общей картины и рано или поздно пополняют печальную статистику погибших и раненных в ДТП.

Если вы посмотрите на поток машин впереди, то заметите как он “течёт”. Представьте этот поток как единый организм или реку. Некоторые машины едут быстрее, некоторые медленнее, тем не менее, среднюю скорость потока определить достаточно легко. И эта средняя скорость обычно не превышает предельно допустимую скорость для этого участка дороги.

При установке знаков, ограничивающих скорость движения, берётся за основу скорость, которой на этом участке придерживался бы нормальный, аккуратный водитель. Двигаясь со скоростью основного потока машин или на пару километров больше/меньше, вы не только избежите штрафа за превышение, но и снизите риск попасть в ДТП. Особенно на опасных участках дороги, вблизи школ и строительных площадок.

Оптимальной стратегией поведения было бы занять одну полосу и двигаться всё время в ней. Перестраиваясь и обгоняя вы не попадёте в пункт назначения быстрее,  но рискуете не попасть туда совсем. Некоторым водителям очень трудно побороть соблазн перестроиться в соседний ряд если его ряд начал двигаться чуть медленнее. Другим водителям бывает очень трудно уступить место машине, которая перестраивается в их ряд из соседнего. Такое поведение часто заканчивается ДТП.

Выбирая спокойный стиль вождения вы не только будете попадать в точку назначения одновременно с “шумахерами”, но и в целом сохраните свои нервные клетки, не раздражаясь по поводу того, что все вокруг едут медленнее, чем вам хотелось бы.

28. Помните об угрозе аквапланирования

Аквапланирование (или “глиссирование”) случается, если канавки протекторов на покрышке не успевают отводить всю воду, попадающуу под колесо при контакте с дорогой. В результате машина начинает двигаться не по асфальту, а по тонкому слою воды. Ярким примером аквапланирования можно считать водные лыжи, на которых спортсмен скользит за катером, едва касаясь поверхности воды.

Эффект аквапланирования запускается в зависимости от веса машины, скорости, рисунка протектора, количества воды на дороге. В некоторых случаях “планировать” начинает любая машина, например когда на большой скорости въезжает в лужу. В сильный ливень вся дорога превращается в одну большую лужу.

Внимательный и осторожный водитель должен предвидеть угрозу аквапланирования и сбавлять скорость до безопасной во время проливного дождя.

Менее осторожный водитель должен сбавить скорость как только почувствует что машина стала плохо слушаться руля. Чтобы это понять достаточно слегка покачать рулем на прямом участке дороги. Если автомобиль продолжает двигаться прямо, не обращая внимания на ваши покачивания рулём, значит вы уже не едете, а скользите, и нужно срочно сбросить скорость.

Еще один способ — посмотреть на следы колёс в зеркале заднего вида или впереди идущей машины. Если на мокром асфальте остаются следы протекторов в течении пары секунд, прежде чем вода скроет их, значит эффект аквапланирования еще не наступил и канавки протекторов успешно справляются с отведением воды. Если отпечаток шин не виден на дороге четко и сразу заливается водой - это значит что машина вот-вот начнет “планировать”.

Если вы почувствовали, что уже планируете — не трогайте тормоза. Сбрасывайте скорость аккуратно, отпустив педаль газа и выжимая сцепление. При этом старайтесь не совершать резких движений рулём, позвольте машине приплыть к той точке, где “планирование” прекратится.

Чтобы снизить риск глиссирования следите за состоянием протекторов на покрышках. Снижайте скорость во время дождя минимум на треть, чтобы колёса успевали вытеснять лишнюю воду.

Правило 29. Умейте справляться с заносами

Правила выхода из заноса для переднеприводных и заднеприводных автомобилей различаются. Общим правилом является поворот руля в сторону заноса и в том и в другом случае. В заднеприводном автомобиле при заносе нужно сбросить газ, а в переднеприводном сбрасывать газ можно только до начала манёвра по выравниванию автомобиля. Если же занос был очень сильным, то подачу топлива нужно увеличить, так как при этом передние колёса будут вытягивать машину в направлении движения. При этом никаких движений рулём совершать не требуется.

Из этого следует главное правило выхода из заноса автомобиля с передним приводом: снизить скорость до начала вхождения в поворот, войти в поворот, двигаться с постоянной скоростью, а если есть возможность то и с увеличением скорости.

Однако, увеличение скорости при входе в поворот может вызвать пробуксовку передних колёс. В результате автомобиль окончательно потеряет сцепление с дорогой и станет неуправляемым. Чтобы вернуть машину к движению в заданном направлении нужно плавно сбрасывать газ до тех пор, пока передние колёса снова не сцепятся с дорогой.